Годовой план работы логопеда. Годовой план работы логопеда Годовой план работы учителя логопеда
Годовой план работы учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год
Учитель-логопед: Проскурнева Е.В.
МБДОУ № 34 «Родничок»
Цель : создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирования общей культуры личности детей, формирования предпосылок учебной деятельности, исправление недостатков в речевом развитии детей.
Направления деятельности:
Диагностическое - создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое - создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое - создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Виды деятельности | Мероприятия | Итоговый документ Контроль |
||||
Организационая Планирование работы. | Зачисление детей на логопедические занятия, оформление документации Составление сетки занятий и графика работы. Составление индивидуальных образовательных маршрутов. Ведение документации. Изучение мнения родителей о работе логопедического кабинета. | Изучение доументации, планирование работы учителя-логопеда на учебный год | Родители | Август-сентябрь 2018г. | Оформление документации Сетка занятий График работы Индивидуальные образовательные маршруты |
|
Диагностическая Первичная диагностика | Первичное обследование детей | Выявление детей с проблемами в речевом развитии. Формирование группы детей, подлежащих зачислению на логопункт на 2019-2020 учебный год | Дети средних, старших групп | До декабря 2017 года | Подготовка списков детей, направленных на обследование на ТОПМПК для уточнения речевого заключения |
|
Входящая диагностика | Углубленное обследование детей, зачисленных на логопункт | Выявление уровня речевого развития детей на начальном этапе обучения | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Сентябрь 2018 года | Речевое заключение Перспективный план работы |
|
Текущая диагностика | Мониторинг речевого развития | Отслеживание динамики речевого развития в процессе коррекции | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | ноябрь-апрель | Сравнительный анализ данных Внесение коррективов в индивидуальное планирование коррекционно-развивающих занятий |
|
Итоговая диагностика | Обследование детей | Выявление речевого уровня развития детей на конечный период обучения | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Сравнительный анализ данных Аналитический отчет |
Коррекционно-развивающая | Индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевых нарушений | Развитие артикуляционного аппарата, исправление недостатков звукопроизношения. Формирование системы родного языка с учетом специфических проявлений дефекта, обусловленных формой речевой аномалии | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Ежедневно | Индивидуальные планы, индивидуальные тетради |
|
Подгрупповая НОД: а) по формированию подвижности артикуляционного аппарата б) по автоматизации звуков в) по развитию связной речи | Развитие эфферентного артикуляционного праксиса на базе имеющихся звуков Закрепление механизмов образования звука, введение его в речь, автоматизация. дифференциация Формирование лексико-грамматической и синтаксической системы родного языка. Совершенствование коммуникативных навыков | Подгруппа детей с наиболее слабо сформированными эфферентными связями Подгруппы детей со сходным дефектом звукопроизношения Подгруппа детей с ОНР | Еженедельно | |||
Групповая НОД | Совершенствование произносительной системы. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Формирование системы родного языка | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год | Еженедельно | Календарно-тематический план, конспекты |
Консультатив-ная деятельность Индивидуальные консультации для родителей | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям | Родители детей посещающих ДОУ | В течении года по мере необходимости | Тетрадь учета консультаций |
|
Консультации для родителей | Оформление уголка «Логопед советует» Оформление папки передвижки: Нужны ли ребенку занятия с логопедом Как развивается речь ребенка от 2 до 7 лет Развиваем словарь дошкольников Консультация-практикум: «Гимнастика для язычка» «Обучение детей чтению в домашних условиях» Круглый стол для родителей «Готовим ребенка к школе»-совместно с другими специалистами | Профилактика речевых нарушений Оказание помощи родителям | Родители детей посещающих ДОУ | Раз в две- три недели | Информацион-ный лист в родительском уголке Папка - передвижка |
|
Родительские собрания: «Мой ребенок зачислен на логопункт» «Подведение итогов за первое полугодие и пути дальнейшей коррекционной работы». «Наши успехи» (подведение итогов обучения за год). «Речевая готовность ребенка к школе» | Знакомство родителей с организацией и содержанием коррекционной работы на новый учебный год Оказание помощи родителям | Родители детей, посещающих логопункт Родители детей подготовительной группы | Сентябрь 2018г. Декабрь 2018 г | Выступление на родительском собрании, памятки для родителей |
||
Консультации для педагогов | Индивидуальные | Повышение эффективности коррекционной работы | Педагоги ДОУ | По мере необходимости | Тетрадь учета консультаций |
|
Консультация-практикум: «Игры с песком как средство формирования связной речи дошкольника» Консультация «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» | Методическая помощь педагогам | Педагоги ДОУ | Октябрь 2018 г. Март 2019г. | |||
Методическая работа Оснащение логопедического кабинета | Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала. Обогащение методической копилки разработками занятий, сценариями родительских собраний, консультаций, мастер-классов. Распространение педагогического опыта на педагогических сайтах | Оснащение логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом. Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме. | В течение года | Оборудование логопедического кабине Картотеки Конспекты занятий |
||
Повышение профессионального уровня | Посещение открытых занятий педагогов ДОУ Участие в педсоветах, круглых столах ДОУ Участие в работе методического объединения учителей-логопедов. Участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня | Повышение профессионального мастерства, обобщение и распространение практического опыта по теме. | Педагоги и администрация ДОУ | В течение года | Сертификаты участника |
|
Проектная деятельность | «Использование песочной терапии в коррекции связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи» Проект «Профессии наших родителей» «Развитие связной речи через сказку и театрализованную деятельность» | Повышение эффективности коррекционной работы, повышение профессионального мастерства | Дети, зачисленные на логопункт на 2018-2019 уч.год Педагоги и администрация ДОУ | Ноябрь 2018 Февраль 2019 Апрель - 2019г | Выступление на педагогическом совете, методические рекомендации |
Блок контроля
Программы обучения
Каждый педагог строит свою работу согласно определенной программе. Логопеды дошкольных учреждений успешно используют существующие коррекционные программы по преодолению ОНР, ФНРи ФФНР.Учителя-логопеды школ такой возможности лишены. Не имея рекомендованной Министерством образования и науки РФпрограммы по преодолению нарушений письма и чтения, они зачастую вынуждены использовать лишь методические рекомендации к планированию и организации работы или авторские наработки по данной проблеме.
Однако существует еще один путь - использование региональных авторских программ по преодолению нарушения письма и чтения, ОНР, ФФНР,рекомендованных к применению экспертными советами Министерств образования и науки отдельных регионов или специализированных вузов.
Автор данного пособия предлагает вашему вниманию свою программу по преодолению нарушения письма у младших школьников (см. с. 109-152), рекомендованную к применению специалистами кафедры ИКП СГПУ и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары и успешно используемую логопедами-практиками в течение последних шести лет.
Хочется отметить, что при использовании данной программы по преодолению дисграфии необходимо исходить из имеющегося у ребенка нарушения (формы дисграфии и анализа качества ошибок).
В рекомендуемых планах работы, представленных в приложении программы, рассматривается каждый вид дисграфии в «чистом» виде. Специалисту нет необходимости слепо копировать предложенный план. Необходимо выбрать для рассмотрения только те темы, в изучении которых существует необходимость. При сочетанной форме дисграфии логопед выбирает из каждого плана работы необходимые темы для изучения и составляет свое планирование с опорой на Программу.
Годовой план работы логопеда составляется в конце учебного года на следующий учебный год и представляется на утверждение районному логопеду и директору школы, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроки проведения мероприятий.
Цель данного документа - отразить работу учителя-логопеда в течение учебного года.
По мнению автора данного пособия, оптимальным вариантом оформления годового плана работы является таблица с указанием направлений работы, перечнем мероприятий по каждому направлению, сроками или датами проведения, указанием, в какой роли учитель-логопед выступал на каждом мероприятии (участник, слушатель и т.д.).
Такая форма позволяет рассмотреть работу логопеда в системе, отследить взаимосвязь с другими участниками коррекционного и педагогического процесса, в конце года облегчает составление отчета о проделанной работе.
I. Организационная работа
В данный блок входят те мероприятия, которые логопед осуществляет в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда может относиться разработка и написание отчетной документации логопеда на начало и конец учебного года.
II. Коррекционная работа
В данном разделе плана специалист указывает сроки коррекционной работы, формы организации занятий.
III. Научно-методическая работа
В данном разделе специалист указывает мероприятия, связанные с его участием и проводившиеся в рамках данного МДОУ, района, города и т.д. Логопед также указывает свою роль в этом мероприятии.
Здесь же можно указать мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня специалиста, а также открытые занятия или иные мероприятия, направленные на обмен опытом (если они имеются).
IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса
Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:
Учителя начальных классов;
Педагог-психолог;
Родители;
Администрация общеобразовательного учреждения;
Специалисты поликлиники, школьная медсестра.
Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.
В настоящее время многими логопедами применяется несколько документов, заменяющих единый годовой план. Это могут быть отдельные планы работы учителя-логопеда с родителями, со специалистами, а также план методической работы на текущий год.
Составление полного плана методической работы значительно облегчает составление отчета о проделанной работе учителя-логопеда в конце года.
Ниже приведен образец годового плана работы логопеда муниципального образовательного учреждения.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ на 200___/200___
учебный год логопеда МОУ №________
«Утверждаю»
Директор МОУ №__________
ФИО_____________________
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
1. Организационная работа | |||||
Подготовка кабинета к новому учебному году | до 01.09 ОУ | Покраска стен в кабинете, плинтусов, оклейка обоями, оформление зоны для индивидуальной работы | Учитель-логопед | ||
Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей (в начале, в середине и в конце года) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Проведение массового обследования учащихся начальной школы, затем углубленного обследования детей, зачисленных на логопункт | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Изучение документации детей, зачисленных на логопункт | 01.09 - 15.09 ОУ | Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для педагога | Учитель-логопед | Изучена | |
Проведение мониторинга устной и письменной речи детей (1-4 класс) | 01.09 - 15.09 10.01 - 15.01 15.05 - 30.05 ОУ | Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи, обработка результатов, написание аналитических справок | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года | 01.09 - 15.09 30.05 - 10.06 ОУ | Оформление и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем | Учитель-логопед | Оформлена в установленные сроки | |
Комплектование групп для коррекционной работы: первая группа - 2 «А» класс, вторая группа - 2 «Б» класс, третья группа - 2 «В», «Г» класс, четвертая группа - 3 класс | 01.09 - 15.09 ОУ | Комплектование групп для коррекционной работы (акцент в работе школьного логопеда делается на коррекцию и профилактику дисграфии) | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
Подготовка раздаточного материала | до 01.09 а также в каникулярное время ОУ | Изготовление пособий по теме: «Гласные первого и второго ряда», символов для обозначения гласных и согласных звуков, карточек с изображением стилизованных букв | Учитель-логопед | Приобретено | |
Приобретение пособий и дидактических игр | до 01.09, а также в течение года ОУ | «Антонимы», «В моей квартире», «Слова-предлоги», тематические словари по темам «Овощи», «Грибы», «Фрукты» | Учитель-логопед | Приобретено |
№ | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Анализ коррекционной работы (предоставляется в отдел образования или образовательный округ старшему логопеду, районному логопеду и т.д.) | 15.05-30.05 | Написание аналитических справок по итогам мониторинга, отчета о работе логопеда на конец года | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
II. Коррекционная работа | |||||
Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |||
Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени | 15.09-15.05 (исключая каникулы и время обследования) ОУ | Понедельник: 11.00 - 14.15 Среда: 11.00 -14.15 Пятница: 11.00 - 14.15 Вторник: 13.15 - 16.00 Четверг: 13.15 - 16.00 | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | |
III. Научно-методическая работа | |||||
Проведение групповых консультаций: А) выступления на родительских собраниях (тему родительского собрания определяет логопед | Сентябрь - 1 класс Январь - 2 класс ОУ | «Как помочь ребенку с ОНР» «Леворукий ребенок в школе» «Что такое "дети с отклонениями в развитии"?» | Учитель-логопед | 12 сент. (1 «А») 14 сент. (1 «Б») 16 сент. (3 кл.) 21 янв. (2 кл.) 22 янв. (3, 4 кл.) |
№ | Наименование мероприятия(уровень район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |||||||
Б) Тематические консультации для учителей начальных классов | Сентябрь Ноябрь Февраль Методические объединения учителей нач. клас- сов. ОУ | «Что нужно знать педагогу о ребенке с нарушениями речи?» «Развиваем у первоклассников слуховое внимание» «Где начинается дисграфия?» | Выступающий на метод. объединении | 10 сентября 20 ноября 14 февраля | ||||||||
Проведение родительских собраний для родителей, чьи дети зачислены на логопункт | Сентябрь, май ОУ | Учитель-логопед | 24 сентября 20 мая | |||||||||
Проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ | В течение года ОУ | Понедельник, Четверг: 14.15 - 15.00 (еженедельно, согласно графику работы педагога) | Учитель-логопед | Еженедельно (по графику работы специалиста) | ||||||||
Семинары-практикумы для учителей-логопедов района: Сентябрь | В течение года(согласно плану работы) | «Планирование работы учителей-логопедов района на текущий год» | Сентябрь - слушатель | 23 сентября | ||||||||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
ноябрь | Район: на базе районного психологического центра, отдела образования, ПМПК и т.д. | «Итоги комплектования школьных логопунктов, актуальность логопедической работы в школе» | Ноябрь - участник | 9 ноября | ||
Март | «Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией» | Март -участник | 19 марта | |||
Июнь | «Итоги коррекционной работы за текущий год» | Июнь - слушатель | 10 июня | |||
Проведение открытых занятий для учителей начальных классов и специалистов ОУ | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс ОУ | А) Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие согласные» Б) «Твердые и мягкие согласные» | Учитель-логопед | 2 октября 10 декабря | ||
Проведение открытых фронтальных занятий для родителей, чьи дети посещают логопункт | Октябрь, апрель ОУ | Приглашаются родители, чьи дети посещают логопедические занятия. Тема определяется логопедом по перспективному плану | Учитель-логопед | Первая неделя октября и последняя неделя апреля | ||
Научно-практическая конференция «Дети и патология речи» | Март. Кафедра педагогического университета; областное мероприятие | Выступления специалистов города и области, обмен опытом, знакомство с новинками методической литературы | Участник | 19 марта | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении | |
Посещение курсов повышения квалификации | Февраль. Кафедра педагогич. университета. Областное мероприятие | Лекционные и практические занятия, проводимые специалистами кафедры логопедии и ведущими специалистами города и области | Слушатель | Первая и вторая неделя февраля | ||
Логопедическая практика студентов кафедры логопедии педагогического университета | ОУ | Проведение практических занятий в рамках педагогической практики | Первая-третья неделя октября Вторая-четвертая неделя декабря | |||
IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ | ||||||
Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка | с 1 по 15 сентября, начало января, 15-30 июня ОУ | Совместное проведение исследования: педагог-психолог исследует сенсорную сферу, познавательную сферу и мелкую моторику. Логопед исследует уровень сформированности речевых навыков и артикуляционную моторику. Учитель начальных классов исследует общеразвивающие навыки по программе ОУ | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки | ||
Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития | Сентябрь Январь Май ОУ | Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а также для составления индивидуальных программ развития | Учитель-логопед | Проведено в установленные сроки на заседании ПМПк | ||
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Направление детей (с согласия родителей) к психологу МДОУ | В течение года | Логопед направляет детей с целью уточнения заключения, для более полного обследования, с целью проведения профилактических или коррекционных мероприятий | Учитель-логопед | Направлены на городскую ПМПК 6 детей ОУ | |
Знакомство с содержанием коррекционного обучения | Перед началом коррекционной работы (2 раза в год - перед каждым периодом коррекционного обучения). ОУ | Логопед знакомит психолога и учителей начальных классов с направлениями коррекционной работы на текущий год, с предполагаемыми лексическими темами, которые будут изучаться в группе, с программными требованиями на текущий год. Психолог знакомит логопеда с теми методами и приемами, набором игр, которые будут использоваться в индивидуальной коррекционной работе в течение всего года. Учитель начальных классов знакомит логопеда с программами обучения по русскому языку на текущий год | Участник единого коррекционного процесса | Проведено: сентябрь, январь |
№ | Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т.д.) | Дата и место проведения | Содержание | Роль специалиста | Сведения о выполнении |
Взаимопосещение коррекционных занятий | А) Октябрь - 2 класс Б) Декабрь - 1 класс Февраль ОУ | У логопеда: А) Итоговое занятие |
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №4
_______ /Стрекалова М.Г./
Приложение __ к приказу_________
Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.
Цель:
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР.
Задачи:
1.
Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2.
Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3.
Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
4.
Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
5.
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.
6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Направление деятельности и формы работы | Цель проведения | Сроки проведения |
|
Диагностико-проектная деятельность Первичное обследование устной и письменной речи. Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза. Комплектование групп и подгрупп. | Выявление нарушений устной и письменной речи. Уточнение этиологии характера речевых нарушений Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой. | ||
Повторное обследование устной и письменной речи. Проверка техники чтения в начальных классах. | Заполнение речевых карт. Своевременное выявление учащихся с нарушениями чтения. | По окончании I полугодия. Начало учебного года, входной контроль. По окончании каждой четверти. |
|
Коррекционно-развивающая деятельность. 1.Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи. 2. I этап коррекционной работы 3. II этап коррекционной работы 3-4 классы. 4. I этап коррекционной работы II этап коррекционной работы 3-4 классы. 5.IIIэтап коррекционной работы 1-4 классы | Коррекция речевых нарушений у учащихся. Коррекция речевых нарушений у учащихся. | Систематически в течение уч.года. Сентябрь-октябрь Ноябрь-декабрь Декабрь-апрель |
|
Консультативно-методическая деятельность. 1. Родительские собрания в 1 классах. «Результаты диагностического обследования первоклассников» 2. Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи детей. 3. Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, на консилиумах) 4. Выступление на МО учителей начальных классов «Совету учителю. Дисграфия.» «Советы учителю.Дислексия.» «Советы учителю. Дизорфография.» 5. Взаимодействие с учителями, психологом.Посещение открытых уроков в 1-4 классах. 6.Работа в ПМП(к) МБОУ СОШ №4. Заполнение логопедических представлений на учащихся. Составление индивидуально-коррекционных программ. Коллегиальное заключение. Выступление на педагогическом совете с анализом работы учителя-логопеда за учебный год. 7.Работа в городской ПМПК | Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выявленных особенностей его речевого развитии. Ознакомление учителей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка Своевременное выявление учащихся, неусваивающих программу обучения общеобразовательной школы в начальных классах. Ознакомление с результатами коррекционной работы. | сентябрь Систематически Систематически На протяжении учебного года. Сентябрь На протяжении учебного года. Февраль-март Сентябрь Сентябрь |
|
Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности. Методическое объединение учителей-логопедов. Заседание МО №1 «Анализ деятельности логопедических пунктов школ за 2014- 2015уч.год». Заседание МО №2 1.«Нестандартные приёмы развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) на логопедических занятиях.» 2. «Тестотерапия на логопедических занятиях.» Заседание МО №3 «Межполушарное взаимодействие» « Сказкотерапия на логопедических занятиях» Заседание МО №4 «Отчет о деятельности логопедических пунктов школ за 2015-2016уч.год» « Анализ деятельности МО учителей-логопедов». | Ознакомление учителей-логопедов с новыми подходами в работе учителей-логопедов. Повышение профессиональной компетентности. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4 Чернявской И.В. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 5 Белоус Л.В. Доклад руководителя МО учителей-логопедов Гриценко А.В. Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 6 Мелешенко Г.Г. | Август. На базе МБОУ СОШ №6. Декабрь. На базе МБОУ СОШ №5. Февраль. На базе МБОУ СОШ № 1. Май. На базе МБОУ СОШ №1 |
|
2.Работа с научной и публицистической литературой | Систематически |
||
3. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. | Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи детей | Систематически Заполнение речевых карт |
|
4. Планирование методической работы на год 5. Составление логопедических программ для работы с учащимися. 6. Заполнение речевых карт 7. Заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий,журнала обследования и журнала консультаций. 8. Составление конспектов занятий Повышение профессиональной компетентности. 9.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации. 10. Прохождение годичных заочных курсов профессиональной переподготовки с целью получения теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования по специальности «Логопедия»,Таганрогский институт им.А.П.Чехова (филиал)ФГБОУ «РГЭУ». 11.Накопление материала по теме самообразования: «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи и чтения.» | Получение теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования | 1 раз в четверть Систематически Систематически Iполугодие уч.года Сентябрь-май. Систематически |
|
Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета Изготовление и приобретение методических пособий: «Интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию учащихся.» 2.Обновление методической литературы по логопедии. | |||
Работа с детьми-инвалидами 1.Разработка и реализация адаптированных индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по развитию устной и письменной речи. 2.Консультирование родителей детей-инвалидов. 3.Использование в работе с детьми-инвалидами логоритмических занятий, технологии моделирования и проигрывания сказок, компьютерных развивающих программ. | Коррекция речевых нарушений Ознакомление родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка-инвалида Повышение эффективности коррекционной работы | В течение учебного года |
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Школа №______
________________/________________________.
Годовой план работы
учителя-логопеда
Сафоновой Ирины Александровны
на 2017-2018 учебный год
Москва 2018
Работа логопеда осуществляется в рамках общегодовой программы работы дошкольного отделения и руководствуется ФГОС.
Концепция деятельности учителя-логопеда
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя -логопеда.
Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Задачи:
Развивать у детей всех компонентов устной речи (произносительной стороны речи, лексическо-грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм) в различные формах и видах детской деятельности.
Формировать у воспитанников свободного общения с взрослыми и детьми.
Влиять на формирование родительской компетенции в вопросах преодоления речевого нарушения детей.
Информировать и консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии.
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) - создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое - создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое - создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии речи
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии по необходимости
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса
2. Организационный блок
Подготовка материалов для ППк с целью комплектования коррекционных занятий для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики
3.2. Статистический учет
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОП - планирование работы на год
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми
3.5. Ведение документации
4. Коррекционно-развивающая работа
Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.2. Проведение индивидуальных/групповых занятий, направленных на профилактику речевых нарушений
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам по вопросам формирование правильной речи.
6.2. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы.
6.3. Самообразование.
6.4. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета
7.2. Актуализация наглядного, лексического, игрового и учебного материала
8. Блок контроля
8.1. Подведение итогов работы за учебный год.
Отчет - анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
Мероприятия | Сроки проведения | Результат |
Организация учебно-развивающей среды |
||
1. Подготовка кабинета к новому учебному году. | Паспорт кабинета |
|
2. Подготовка раздаточного материала | В течение года | Дидактический материал (индивидуальный) |
3. Подготовка дидактического материала для логопедических занятий | В течение года | Демонстрационный материал |
Диагностико-аналитическая деятельность |
||
1. Итоговое обследование речи детей | Журнал обследования |
|
2. Углубленное обследование речи детей, нуждающихся в логопедических занятиях | В течение года | Протоколы обследования |
3. Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия | В течение года | Речевые карты |
4. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи/ отчисление детей с логопедических занятий | По графику ППк | Список детей, зачисленных на логопедические занятия |
5. Составление расписания логопедических занятий | С даты зачисления на ППк | Расписание логопедических занятий |
6. Проведение мониторинга устной речи детей других групп | В течение года, по запросу | Протокол |
7. Оформление документации учителя-логопеда | В течение года | Речевая карта, индивидуальный план работы; Перспективный план подгрупповых занятий; Годовой план работы; Журнал учета посещаемости занятий; Отчет о работе за год (статистический и аналитический) |
Коррекционно- развивающая работа |
||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий согласно циклограмме рабочего времени | ||
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с ОВЗ | В соответствии с ИОМ | Журнал учета логокоррекционной работы |
Научно-методическая работа |
||
1. Участие в МО учителей-логопедов | В течение года | Посещение занятий коллег |
2. Участие в спец. семинарах, педсоветах. | Ознакомление с нововведениями в области логопедии и дефектологии |
|
3. Работа по теме самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» | В течение года | Самоанализ |
4. Проведение консультаций для педагогов: - «Развитие моторики у детей с ДЦП». - «Формирование лексико- грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста» «Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников» | В течение года | Журнал консультаций Протоколы (при групповой форме) |
Мастер-класс для педагогов: «Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по ССК» | Выступление, фотоотчет |
|
Проведение групповых родительских консультаций: «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» «Речевая готовность ребенка к школе». | По плану учреждения | Выступление, протоколы |
Проведение викторины «Буквоежка» | ||
8. Проведение индивидуальных консультаций для всех участников образовательного процесса. | По запросу в течение года | Журнал учета консультаций |
Взаимосвязь со специалистами ГБОУ |
||
1.Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом | В течение года | Информация для индивидуальных речевых карт |
2. Ознакомление воспитателей с результатами диагностики речи детей | В течение года | Журнал консультаций |
3. Привлечение воспитателей к работе по закреплению поставленных звуков | В течение года | Обмен опытом, самообразование |
4. Посещений занятий воспитателей, детских праздников с целью определения степени закрепленности исправленных речевых навыков | В течение года | Обмен опытом, самообразование |
5. Подготовка документации к ППк | По запросу | Логопедическое представление |
ГОДОВОЙ ПЛАН
работы учителя-логопеда Чимровой Е. А.
МБДОУ «Десткий сад №16 «Рябинушка»
города Шумерля Чувашской Республики
на 2016– 2017 учебный год
Шумерля, 2016 г.
Концепция деятельности учителя - логопеда
Направления деятельности:
Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.
Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.
Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Система работы учителя-логопеда.
1. Диагностический блок
1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ).
1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста.
1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.
1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса.
2. Организационный блок
2.1. Зачисление детей на логопедические занятия.
3. Блок анализа и планирования
3.1. Анализ результатов диагностики.
3.2. Статистический учет.
3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год.
3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми.
3.5. Ведение документации.
4. Блок коррекционно-развивающей работы
4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
4.2. Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
4.3. Совместная деятельность с воспитателями.
5. Блок профилактической и консультативной работы
5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.
5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста
5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.
5.5. Профилактика нарушений письменной речи.
6. Методическое обеспечение
6.1. Методическая помощь педагогам ДОУ по вопросам коррекции речи.
6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.
6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.
6.4. Самообразование.
6.5. Участие в педсоветах.
7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса
7.1. Оборудование логопедического кабинета.
7.2. Создание картотеки наглядного, лексического, игрового и учебного материала.
8. Блок контроля
8.1. Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
8.2. Подведение итогов работы за учебный год. Отчет о проделанной работе учителя-логопеда.
Годовой план организации коррекционно-педагогической
работы учителя-логопеда строится по следующим блокам:
Документальный блок
Оформление документации.
Разработка планов.
Подготовка речевых карт.
Организационный блок
Зачисление детей на логопункт.
Диагностический блок
Выявление детей с проблемами в развитии речи
Подробное обследование детей старшего дошкольного возраста
Диагностика и обследование:
Звукопроизношения;
Лексико-грамматического строя речи;
Словаря;
Фонематического слуха;
Состояния связной речи;
Артикуляционного аппарата.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда по развитию сторон речи: индивидуальные и подгрупповые занятия.
Индивидуальные беседы, консультации с родителями и педагогами.
Блок контроля
Информация о работе учителя-логопеда на педагогическом и методическом советах.
Родительские собрания.
Подведение итогов работы за учебный год, аналитический отчёт о результатах коррекционной работы.
Документальный блок
Оформление документации. Разработка планов: Годовой план организации коррекционно-педагогической работы; Перспективное планирование индивидуально-подгрупповой работы; Индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год | ||
План консультативной работы с родителями | ||
План консультативной работы с педагогами ДОУ | ||
График работы учителя-логопеда | ||
Подготовка речевых карт | ||
Журнал посещения детьми логопункта | В течение года |
|
Журнал обследования речи детей | В течение года |
|
Список детей, зачисленных на занятия на логопункт | ||
Журнал взаимодействия учителя-логопеда и родителей | В течение года |
|
Журнал учёта движения детей логопедического пункта | В течение года |
|
Согласие родителей на логопедическое сопровождение ребёнка | Сентябрь |
|
Индивидуальные тетради детей для занятий и взаимосвязи с родителями | В течение года |
|
Журнал проведения индивидуальных и подгрупповых занятий | В течение года |
|
Отчёт и результативность учителя-логопеда за учебный год |
Организационный блок
Подготовить кабинет к новому учебному году. Систематизировать материал. Оформить картотеку. Изготовить пособия для формирования воздушной струи. | ||
Обследование речи детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь |
|
Зачисление детей с речевыми нарушениями на логопункт. | Начало сентября |
|
Комплектование подгрупп по проявлению нарушений. | Сентябрь |
Диагностический блок
Подробное обследование детей, отобранных для зачисления на логопункт. | ||
Распределение детей на подгруппы. | ||
Диагностика и обследование: Грамматического строя речи; Словаря; Звукопроизношения; Состояния связной речи; Артикуляционного аппарата; Фонематического слуха. | ||
Профилактическая работа. Выявление детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ. | В течение года |
|
Промежуточная диагностика детей с целью выявления динамики в коррекционном процессе. | ||
Обследование детей от 5 лет с целью выявления речевой патологии. | ||
Итоговая – оценочная диагностика. |
Коррекционно-развивающий блок
Коррекционно-развивающая работа с детьми. Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность: Формирование произвольных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям; Формирование лексико-грамматического строя речи; Формирование звуковой культуры речи; Коррекция произносительных навыков и умений. Формирование и развитие связной речи; Развитие внимания, мышления и памяти, мыслительных операций, сравнения, умения делать выводы; Постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация); Развитие фонематического восприятия; Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков в ситуациях общения. | В течение года в соответствии с сеткой занятий. |
Блок профилактической и консультативной работы
Работа с родителями. Работа с педагогами. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи: Индивидуальные беседы с родителями. Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребёнка взрослым; уточнение анамнестических сведений; анкетных данных; объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивации ребёнка к обучению у логопеда. | В течение года |
|
Приглашение родителей на индивидуальные занятия. Цель: ознакомить родителей с особенностями работы логопеда. | 1 раз в месяц |
|
Оформление стенда Цель: ознакомление родителей с задачами текущего периода, с методами и приёмами работы с детьми. | В течение всего года |
|
Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос – ответ». | В течение года |
План консультативной работы с родителями
Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей». Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей». Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики». | Сентябрь В течение года |
|
Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе». Семинар-практикум : «Показ пальчиковой гимнастики». | В течение года |
|
Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях». Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?» Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков». | В течение года |
|
Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения». Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи» | ||
Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми». Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка». Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата». | В течение года |
|
Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье». Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков». | ||
Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками». Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей». Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения». | ||
Консультация: «Если ваш ребенок левша». Консультация: «Некоторые источники волнения у детей». Беседа: «Польза чтения». | ||
Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». Консультация: «Заучивание стихов». Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период». |
План консультативной работы с педагогами ДОУ
Консультация : «Игры на развитие речевого дыхания». Консультация : «Артикуляционная гимнастика - как основа правильного произношения». | Сентябрь |
|
Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи». Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ» Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка». | ||
Консультация: « Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста». Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра». Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении». | ||
Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста». Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе». | ||
Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация: | ||
Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста». Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса». | ||
Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников». Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре». | ||
Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка». Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя». Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста». | ||
Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе» |
Блок контроля
Предоставление информации о результатах работы учителя-логопеда. | ||
Предоставление информации родителям о продвижении речевого развития детей. | В течение года |
|
Посещение занятий по развитию речи и утренников с целью контроля речевого развития. | В течение года |
|
Подведение итогов работы за учебный год. Заполнение отчёта о результатах коррекционной работы. |