Логопедическое пособие. Презентация «Артикуляционная сказка – Как колобок готовился к Новому году»

Татьяна Свержинская
Артикуляционная гимнастика на основе сказки «Колобок»

Комплекс

артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (Р, РЬ, Л, ЛЬ)

на основе русской народной сказки «Колобок»

Повторение сюжета сказки по иллюстрациям.

Цель: развивать связную речь, восприятие, эстетический вкус.

Упражнение «Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Методические указания: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Я - фокусник, и фокусы

Показываю ловко.

Подбрасываю крокусы,

Тарелки и морковку.

Ты правильно выполнил упражнение, и бабка поняла, что ей для начала надо пойти в амбар и «по сусекам поскрести».

Упражнение «Лопатка»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным, лежащим на нижней губе.

Методические указания: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Зимой у лопаты Не было дела,

От грусти

Она заржавела.

Весной огород

Она стала копать,

И заблестела

Ты правильно выполнил упражнение, бабка радуется – она нашла лопату и набрала ведерко муки.

Упражнение «Гармошка»

Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении

Пока бабка месит тесто, дед хочет её повеселить игрой на гармошке.

Но дед не умеет играть. Научи деда, выполни упражнение «Гармошка».

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть на гармошке.

Упражнение «Барабан»

Цель:отрабатывать подвижность языка в верхнем положении

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Бабка достаёт из печи колобка. Дед от радости хочет издать на барабанную дробь. Да не умеет барабанить. Покажи деду, как играть на барабане.

Выполни упражнение «Барабан».

Стихотворное сопровождение упражнения:

Барабаню в барабан,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам.

Очень громко, знаю сам,

Бам-бам-бам, да бам-бам-бам

Ты правильно выполнил упражнение, и дед научился играть и на барабане.

Упражнение «Маляр»

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Методические указания: просим ребенка улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Контролировать:

1. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

2. Кончик языка доходит до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Положила бабка Колобка на подоконник, чтобы он остыл. А Колобок не хочет остывать, а хочет путешествовать.

Спрыгнул он с подоконника,

покатился по дорожке и

уткнулся в забор.

Выпусти Колобка со двора.

Поработай маляром. Нарисуй

калитку - выполни упражнение

«Маляр» .

Стихотворное сопровождение упражнения:

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперёд-назад,

Наш маляр работе рад!

Ты правильно выполнил упражнение. Маляр нарисовал калитку, и Колобок через неё вышел на улицу.

Упражнение «Комарик»

Цель:вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Методические указания: просим ребёнка улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние зубы, длительно, не отрывисто, а протяжно (в течении 10-15 секунд) произнести звук «ЗЗЗ».

Если у ребёнка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью.

Встретился на пути Колобка Зайчик. Хочет Зайчик Колобка съесть.

Помоги Колобку укатиться от Зайчика. Выполни упражнение «Комарик». Комарик прилетит и прогонит Зайчика.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вдруг откуда не возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик. (К. Чуковский)

Ты правильно выполнил упражнение и комарик прогнал Зайчика. А Колобок покатился дальше.

Упражнение «Грибок»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку, отрабатывать умение удерживать язык плоским.

Методические рекомендации : Просим ребенка улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Караулит Колобка на лесной

тропинке Волк. Тоже хочет Колобка скушать

Создай укрытие для Колобка.

Выполни упражнение «Грибок».

За ним Колобок и спрячется от Волка

Стихотворное сопровождение упражнения:

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Ты правильно выполнил упражнение, и Колобок спрятался от Волка.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка

Методические указания: просим ребенка открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Голодный медведь раздумывает, съесть ему Колобка, или нет

Выполни упражнение «Вкусное варенье», угости медведя.

Медведь оставит Колобка и займется вкусным вареньем.

Стихотворное сопровождение упражнения:

Мамы любят есть варенье,

В темноте на кухне сидя,

Петь, танцуя в воскресенье,

Если их никто не видит.

Ты правильно выполнил упражнение и Медведь ест варенье.

Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе.

При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.

Очень сильная.

[С]

Кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты.

Произнося [С], воспроизводить движение кистями от себя, слегка поднимая их вверх, и под давлением плечевого пояса кисти параллельно полу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова; бедра и колени напряжены.

Очень сильная.

[З]

Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Плечо прижато к бокам. Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди.

Произнося [З], интенсивно вибрировать кулаками и предплечьем. Плечо остается прижатым к бокам. Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются.

Очень сильная, дрожащая.

1. Ведущий:

Как беде тут не случиться,

Коли хитрая Лисица

На опушке той сидела,

Рыжий хвост на солнце грела.

2. Ведущий:

Увидала колобка

И к нему издалека

Двинулась навстречу (лиса встает, идет к Колобку).

С ласковою речью.

Лиса: (льстиво).

Как пригож ты, Колобок!

Как румян да весел!

Говорят, что ты, дружок,

Знаешь много песен...

Колобок:

Колобок я, непоседа, (поет).

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От Медведя я ушел

И от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком

Тоже не угнаться!

1. Ведущий:

Колобок ей песню спел,

Укатиться прочь хотел,

Но надумала Лисица

Глуховатой притвориться.

Лиса: (лукаво).

Глуховата я чуток...

Ближе подойди, дружок.

Сядь ко мне ты на носок,

Громче спой еще разок.

Колобок: (поет громче).

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От Медведя я ушел,

И от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком

Тоже не угнаться!

2. Ведущий:

Ту же песню Колобок

Громче спел еще разок.

Но хитрющая плутовка,

Снова притворилась ловко...

Лиса : (ласково).

Ах, поешь ты так чудесно!

Не расслышала я песню...

Сядь ко мне на язычок

И в последний спой разок!

1. Ведущий:

- Простодушный Колобок

Прыг Лисе на язычок...

Глупый! Разве ж это дело?!

А Лисица - ам! - А съесть не смела.

Лиса уводит Колобка со сцены.

Чтобы Лисам хитрым, злым

Не попасться в сети,

В лес ходить нельзя одним,

Дорогие дети!!!

Занавес.