Постановление о передаче оборудования родителям ребенка инвалида. Об обеспечении компютерной техникой детей инвалидов


Кировского муниципального района Ленинградской области и закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными общеобразовательными учреждениями в качестве особо ценного движимого имущества (далее — компьютерное оборудование). 3. Компьютерное оборудование передается на период обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении детям-инвалидам без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом на основании договора безвозмездного пользования с инвалидами или с родителями (законными представителями) детей-инвалидов при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида и общеобразовательным учреждением (далее — «Ссудодатель»).

Письмо минобрнауки россии от 21.02.2012 n 06-308

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право ребенка-инвалида на участие в направлении приоритетного национального проекта «Образование» «Создание дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»: — копия справки об инвалидности; — справка о необходимости обучения на дому по состоянию здоровья; — медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы на компьютере; — копия документа, подтверждающего обучение в образовательном учреждении (при необходимости). 8. Договор безвозмездного пользования компьютерным оборудованием, необходимым для дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, заключается не позднее 10 дней с момента подачи заявления, а передача оборудования осуществляется не позднее 10 дней с момента заключения договора о передачи оборудования в безвозмездное пользование. 9.

Здоровье

Споры, возникающие при исполнении настоящего договора,разрешаются путем переговоров, в случае недостижения результатов — в суде. Срок рассмотрения претензии 10 дней. 6.5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон. Приложения: Приложение 1. Номенклатура передаваемого оборудования.
Приложение 2. Акт приемки-передачи. Приложение 3. Акт возврата. Приложение 4. Правила контроля за состоянием и целевым использо-ванием передаваемого оборудования. Приложение 5. Регламент эксплуатации передаваемого оборудования.


7. Реквизиты и подписи сторон ССУДОДАТЕЛЬ МОУ « » Директор Адрес: тел./) тел.

Меры социальной поддержки детей-инвалидов

Внимание

Не передавать имущество, указанное в пункте настоящего договора, третьим лицам. Получить полный текст 3.1.4. Производить за свой счет текущий ремонт имущества. 3.1.5. Нести расходы, связанные с эксплуатацией имущества. 3.1.6.


Инфо

Немедленно извещать Ссудодателя о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) имуществу ущерб, и своевременно принимать все возможные меры предотвращения угрозы, против дальнейшего разрушения или повреждения имущества. 3.1.7. Выполнять в установленный срок предписания Ссудодателя и иных контролирующих органов о принятии мер по ликвидации ситуаций, возникших в результате деятельности Ссудополучателя, ставящих под угрозу сохранность имущества. 3.1.8. Ежегодно представлять Ссудодателю документы, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для заключения настоящего договора.


4. Ответственность сторон 4.1.

В случае потери ребенком, являющимся участником Мероприятия, статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации оборудование, срок эксплуатации которого не истек (составляет менее 3 лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»), возвращается в образовательное учреждение, остается в муниципальной собственности и может быть впоследствии передано другому обучающемуся на дому ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. Если срок эксплуатации оборудования истек (превысил 3 года), оборудование передается в дар ребенку. 5.12.

Об обеспечении инвалидов компьютерной техникой

Настоящий договор подлежит расторжению по требованию Ссудополучателя: если имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора, в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования. при неисполнении Ссудодателем обязанности передать имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора. 5.5. Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от настоящего договора, известив об этом другую сторону не менее чем за один месяц. 6. Дополнительные условия 6.1. Все взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящимдоговором, разрешаются в соответствии с действующим законодательствомРФ.


6.2. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются в письменном виде и подписываются всеми сторонами. 6.3. Неотделимые улучшения, в том числе и капитальный ремонтимущества, производятся Ссудополучателем только с письменногоразрешения Ссудодателя.
При этом осуществляется проверка наличия оборудования, его исправности и эксплуатации в соответствии с целями и условиями его предоставления в таких семьях не реже 1 раза в полугодие, данная позиция отражается в договорах безвозмездного пользования, заключаемых образовательным учреждением с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида. 5.14. Отказ родителей (законных представителей) от участия в проекте в середине учебного года должен быть оформлен письменно с последующим информированием управления образования администрации Чусовского муниципального района Пермского края. VI. Правовое положение учителей при дистанционном обучении детей-инвалидов 6.1.

Об обеспечении компютерной техникой детей инвалидов

Важно

Передаваемое оборудование должно использоваться исключительно для дистанционного обучения в соответствии с программой, утвержденной образовательным учреждением. 3. Ссудополучатель понимает, что он несет полную ответственность как за текст почтовых сообщений, так и за всю информацию, данные, текст, программы, музыку, звуки, фотографии, графику, видео, сообщения и другие материалы (далее «материалы»), публично опубликованные или переданные в частном порядке с помощью передаваемого оборудования. Это означает, что Ссудополучатель полностью отвечает за все материалы, который он загружает, посылает, получает, передает или каким-либо другим способом делает доступным с помощью предаваемого оборудования.

Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы района по социальным вопросам Л.К.Сошникову. Глава муниципального района Н.И.СИМАКОВ УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации Чусовского муниципального района Пермского края от 30.06.2014 N 826 ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ I. Общие положения 1.1. Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в Чусовском муниципальном районе Пермского края в рамках мероприятий по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы, одобренной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года (далее по тексту — Мероприятие).
1.2.
Вышеупомянутый акт подписывается уполномоченным представителем Ссудодателя и Ссудополучателем. 6. Ссудодатель оставляет за собой право систематически осуществлять контроль за целевым использованием передаваемого оборудования. 7. Контроль за целевым использованием передаваемого оборудования осуществляется Ссудодателем путем мониторинга Интернет-ресурсов, посещаемых Пользователем, 8. В случае выявления нецелевого использования передаваемого оборудования Пользователю направляется письменное предупреждение. 9. В случае повторного выявления нецелевого использования передаваемого оборудования Пользователю направляется письменное уведомление о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования имуществом. 10.
Под нецелевым использованием оборудования понимает:посещение Интернет-ресурсов, не связанных с целями настоящего проекта; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые Пользователь не имеет права делать доступным по закону или согласно каким-либо контрактным отношениям; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования материалов, которые затрагивают какой-либо патент, торговую марку, коммерческую тайну, копирайт или прочие права собственности и/или авторские и смежные с ним права третьей стороны; загрузка, отправка, передача или любой другой способ опубликования не разрешенной специальным образом рекламной информации, спама и т.

Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями

Процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. Однако в каждой школе существует специфическая группа учащихся: дети, которые в силу особых ограничений, определяемых болезнью, не могут ежедневно посещать школу, дети, которые вынуждены пропускать уроки во время обострения хронических заболеваний, наконец, дети-инвалиды с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети требуют индивидуального подхода, определенной специфики при обучении.

Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование. Помимо этого, дистанционное обучение позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Одним из ключевых направлений развития образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ОВЗ. В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение – это новая, специфическая форма обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, а также иную форму взаимодействия учителя и учащихся.

Дистанционное обучение – это обучение, при котором целенаправленно осуществляется взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных технологий. Кроме того, в современных условиях введения образовательного стандарта нового поколения, дистанционное обучение как никогда способствует переносу акцента на самообразование учащихся и актуализацию их личностного потенциала в учебной деятельности.

В 2009 учебном году дети с ОВЗ, дети – инвалиды и педагоги стали участниками Приоритетного национального проекта «Образование» по дистанционному обучению детей – инвалидов. Ведущая роль в организации обучения детей с ОВЗ с использованием Интернет - технологий в данном проекте отведена педагогам – тьюторам, одним из которых являюсь я, учитель физики.

Перед тьюторами поставлена цель – помочь детям, которые не могут по состоянию здоровья получить полноценное образование на базе школы, максимально компенсировать недостающие часы обучения и способствовать социализации с помощью дистанционных образовательных технологий .

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

формирование положительной мотивации к обучению;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках школьников по предметам школьного цикла с помощью ИКТ;

углубление интереса к предмету;

развитие творческого потенциала личности;

социализация ребёнка.

Подготовительный этап включает в себя с бор информации о детях, для которых я должна была стать тьютором дистанционного обучения, собеседником и другом. Три замечательные ученицы и их родители стали моими партнерами по дистанционному обучению. Состоялось виртуальное знакомство с детьми, родителями. Было важно узнать, готов ли ребёнок психологически к новым условиям обучения, не с глазу на глаз, как в очных формах общения, а на расстоянии, т.е. виртуально; насколько хорошо он и его родители владеют навыками работы на компьютере. Был установлен контакт с учащимися с целью определения исходного уровня знаний, умений и навыков по изучаемому предмету. После первых занятий можно было сделать вывод о психологической готовности учащихся обучаться в дистанционной форме, обнаружилось желание учиться, дружить и общаться, что стало необходимым условием дальнейшей успешной работы в качестве тьютора дистанционного обучения.

Следующим шагом стал выбор соответствующего курса по физике, предлагаемых нам на платформах дистанционного обучения I – ШКОЛА. Проанализировав ресурсы, я отметила что, курсы на I – ШКОЛА более адаптированы для обучения детей с ОВЗ. Учащимся предоставляется возможность осваивать учебные курсы в спроектированном ими темпе и ритме, а индивидуализация учебных действий контроля и оценки для детей с различными формами нарушения здоровья позволяет добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Одним из важных шагов стала разработка образовательной программы индивидуального маршрута на каждого ученика. Эта программа включает в себя часы дистанционного обучения в соответствии с возможностями ребёнка и имеющимся учебным материалом, включая дистанционные курсы. В рамках проекта каждому ребёнку, тьютору был выдан комплект компьютерной техники, подключён Интернет.

Каждый дистанционный урок проводится по заранее составленному расписанию, в дистанционной оболочке i- класса, а именно в классе, по материалам которого планировался урок. Ребята также самостоятельно с компьютера, подключённого к Интернету, входят в образовательную среду, где размещены учебные материалы дистанционных курсов. Виртуальному педагогу – тьютору предоставлялась возможность использовать различные средства телекоммуникаций (чат, скайп, обмен файловыми документами, телефон). Тьютору отводится особая «роль» - руководить занятиями, консультировать детей и родителей, отвечать на вопросы и разъяснять трудные моменты. Хочется отметить, что моим ученикам такая форма общения пришлась по душе.

Участниками занятий являются дети, для них термин «урок» привычен и понятен, поэтому материал курса физики разбит именно на уроки. Каждый урок рассчитан в среднем на 45 мин и включает:

лекционный материал (гипертекст с объектами мультимедиа);

тренировочные задания (с образцами, выполненными в виде графических файлов, чтобы ученик мог самостоятельно проверить правильность их выполнения);

несколько вариантов заданий по уроку;

вопросы рефлексии (Что получилось? Что не получилось? Что вызвало затруднение?)

формы оценки заданий

в конце урока предлагалось выполнить задание «файловый документ» и отправить тьютору для проверки.

Показателем результативности и эффективности дистанционного обучения можно считать повышение информационной компетентности учащихся, формирование новых путей познания мира, расширение кругозора, отсутствие у детей страха перед предметом или учителем, создание ситуации «успешного ученика», полное отсутствие неуспевающих. Ребята и их родители отлично приняли данную форму обучения.

Для учебного предмета «Физика» средством, служащим основой обобщения теоретических знаний, является учебный эксперимент. Занятия проводятся с использованием компакт-диска «Лабораторные работы по физике-7–11». Использовать виртуальные лабораторные работы можно как демонстрационные перед реальной лабораторной работой, как обобщающие после натуральной работы при анализе графиков, числовых значений, а также вместо натуральной работы при отсутствии необходимого оборудования.

Экспериментальные задачи помогут не только глубже понять физические процессы и закономерности, но и научиться применять полученные знания на практике. Работая с диском, ребенок убедится в том, что исследовательская и творческая деятельность - это действительно интересно! Кроме того, программа будет полезна при подготовке к лабораторным занятиям с реальным оборудованием и окажется незаменимой при его отсутствии.

Работа с виртуальной лабораторией по физике целесообразна:

на учебных занятиях при формировании и закреплении практических умений

на занятиях по организации исследовательской работы

для контроля умения измерять физические величины

при организации обобщающего повторения

во внеклассной работе

при подготовке к выпускным экзаменам

в процессе индивидуальной самостоятельной работы

при организации обучения на дому

В заключение, хочется отметить, что дистанционные технологии обучения дают возможность детям с ограниченными возможностями здоровья получить доступ к широкой базе знаний. Весь огромный объём информации теперь доступен ребёнку из любой точки, даже если в ней отсутствует развитая коммуникационная инфраструктура. Интернет даёт возможность детям с ограниченными возможностями здоровья общаться с учителями, со своими сверстниками, принимать участие в различных мероприятиях – т. е. активно включаться в социальную жизнь. Таким образом, можно говорить о важности и перспективности технологий дистанционного обучения.

 В целях обеспечения социальной адаптации детей-инвалидов и создания специальных условий для получения детьми-инвалидами профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 ноября 2011 года № Пр-3516, протоколом совещания у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 8 ноября 2011 года № АЖ-П12-71пр, письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2012 года № 06-308 "О рекомендациях об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования" ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемый Порядок передачи оборудования детям-инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования в муниципальных образовательных учреждениях города Перми. 2. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования. 3. Управлению по общим вопросам администрации города Перми обеспечить опубликование постановления в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь". 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Перми Бербер Е.В. Временно исполняющий полномочия главы администрации города ПермиД.И.Самойлов УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации города Перми от № ПОРЯДОК передачи оборудования детям-инвалидам, завершившим обучение по образовательным программам общего образования в муниципальных образовательных учреждениях города Перми I. Общие положения 1.1. Данный порядок (далее - Порядок) определяет правила передачи детям-инвалидам и инвалидами города Перми ранее установленного им в рамках краевого мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" (далее - Мероприятие) приоритетного национального проекта "Образование" компьютерного, телекоммуникационного и специализированного оборудования и программного обеспечения (далее - оборудование), для организации дистанционного образования после окончания школы с целью продолжения обучения в учреждениях среднего, высшего профессионального образования. 1.2. Порядок распространяется на детей-инвалидов и инвалидов, которые по состоянию здоровья на основании медицинских показаний временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные организации и которым с согласия родителей (законных представителей) и при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой организовано обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, планирующих после окончания общеобразовательного учреждения, подведомственного департаменту образования администрации города Перми, дальнейшее обучение в учреждениях среднего, высшего профессионального образования. II. Порядок передачи оборудования детям-инвалидам и инвалидам 2.1. До завершения ребенком-инвалидом, включенным в Мероприятие, обучения в общеобразовательном учреждении, подведомственном департаменту образования администрации города Перми, в связи с получением основного общего или среднего общего образования оборудование остается в собственности муниципального образования город Пермь и находится в оперативном управлении образовательного учреждения, подведомственного департаменту образования администрации города Перми (далее - Образовательное учреждение), включенного в Мероприятие. Детям-инвалидам на период обучения оборудование передается во временное безвозмездное пользование на основании договора, заключенного между родителями (законными представителями) ребенка-инвалида и Образовательным учреждением. 2.2. После окончания ребенком-инвалидом, Образовательного учреждения в связи с получением основного общего или среднего общего образования оборудование передается в дар ребенку-инвалиду (инвалиду) на основании договора дарения для продолжения образования с использованием дистанционных технологий, а также получения доступа к информационным ресурсам. Если оборудование передается в дар несовершеннолетнему обучающемуся, соответствующий договор дарения заключается с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего. 2.3. В случае потери ребенком, являющимся участником Мероприятия, статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, оборудование, срок эксплуатации которого не истек (составляет менее 3 лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"), возвращается в Образовательное учреждение. Оборудование остается в муниципальной собственности для последующей передачи другому обучающемуся на дому ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. Если срок эксплуатации оборудования истек (превысил три года), оборудование передается в дар ребенку, которому предоставлялось по договору безвозмездного пользования. 2.4. В случае получения ребенком-инвалидом, являющимся участником Мероприятия, медицинских рекомендаций об изменении формы обучения при условии сохранения статуса ребенка-инвалида и продолжении дальнейшего обучения в традиционной классно-урочной форме, оборудование продолжает находиться в распоряжении ребенка-инвалида на договорной основе и в дальнейшем может быть передано в дар в соответствии с алгоритмом, описанным в пункте 2.1. настоящего Порядка. 2.5. В случае передачи оборудования детям-инвалидам, воспитывающимся в семьях, находящихся в социально-опасном положении, образовательной организацией, в которую зачислен ребенок-инвалид, на протяжении всего периода действия договора о передаче оборудования в безвозмездное пользование не реже 1 раза в месяц осуществляется выездная проверка наличия оборудования, его исправности и эксплуатации в соответствии с целями и условиями его предоставления. Позиция о проведении ежемесячных проверок отражается в договоре, заключаемом Образовательным учреждением с родителями (законными представителями) ребенка-инвалида. 10/5/2014 Document1

Информация о том, что компьютеры для детей-инвалидов , выданные им для обучения в школе, будут оставаться у них и далее , поступает из различных российских регионов, мы сегодня расскажем о некоторых из них.
Дети-инвалиды, которые не могут ходить в школу, в обычную или специализированную, занимаются дома. Еще в 2008 году президент России Владимир Путин призвал все органы местного самоуправления провести работу по организации доступности образования детей-инвалидов через систему Интернет. Для этого необходимо было создать центры, откуда учителя посредством интернет-конференций могли обучать не одного, а сразу несколько учеников одновременно. Но наличие учителей еще не решало проблему. Надо было добиться. Чтобы у каждого ребенка-инвалида появился компьютер с выходом в интернет.

В результате родилась программа «Дистанционное обучение детей-инвалидов ». Она работает, например, в Вологодской области . В ней участвуют 170 детей. Для каждого из них был куплен компьютер и подключен интернет. Эти технические средства ребятам выдаются бесплатно на все время обучения. Но, по его окончанию компьютеры должны перейти к новым ученикам.

С одной стороны – все верно, ведь компьютеры приобретались за счет федерального бюджета. А с другой стороны, как оказалось, многие дети хотят продолжить обучение. И теперь законодательное собрание Вологодской области приняло постановление, по которому компьютеры останутся у тех детей, которые решили получать дистанционно и среднее специальное обучение. Так что теперь федеральные субвенции пойдут на покупку новых компьютеров для других детей и на поддержание работоспособности старых.

В Орловской области действует такая же программа с 2009 года, она предполагает так же совершенно бесплатное вручение компьютеров, подключенных к Интернету, детям-инвалидам для овладения базой знаний по программе среднего образования. Программа называется так же: «Дистанционное образование детей-инвалидов на дому». Покупаются компьютеры здесь на средства федерального бюджета, а интернет подключен за счет областного бюджета. Компьютеры остаются в собственности государства. Все дети, получившие возможность пользоваться компьютерами, общаются с учителями, психологами и консультантами Центра психолого-медико-социального сопровождения.

В Орловской области педагоги и специалисты центра вышли с инициативой к областному правительству, смысл которой заключается в том, чтобы по окончанию обучения компьютеры оставались у детей для получения дальнейшего специального или высшего образования . Аргументов в пользу такого решения масса. Срок моральной годности компьютера максимум пять лет, далее он просто устаревает технологически. Поэтому вручать старую модель новому ученику не совсем этично. А прежний ученик свой компьютер хорошо знает и любит, поэтому совершенно логично продолжать образование на нем.
С 2013 года в Орловской области ученикам будут оставлены все компьютеры, а новым ученикам они будут покупаться из областного бюджета. Для этого уже приняты все документы, определен порядок оформления компьютеров, все это опубликовано на сайте правительства Орловской области. Единственное условие при его получении, это врачебное заключение о том, что ребенок по состоянию здоровья может учиться более 3 лет.

Точно такое же решение было принято совсем недавно и в Тульской области . Поводом для него послужило письмо девочки-инвалида к губернатору Тульской области. Она просила в письме после окончания ею 11 класса оставить ей компьютер, принадлежащий государству, так как она решила продолжить обучение и поступить в институт. Законодательная база на тот момент не разрешала этого сделать, но теперь все нормативные документы приняты. Новые компьютеры будут покупаться из областной казны, а старые будут оставляться у детей-инвалидов. Теперь в Тульской области инвалиды и их законные представители могут получать в собственность любое государственное имущество.

Подобные программы, возможно, действуют и в вашей области.
Об этом нужно узнать в службе социальной защиты населения или, направив письмо-запрос губернатору вашей области.

Вопросы по организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

    Кто из детей с ограниченными возможностями здоровья может получить комплект специализированного компьютерного оборудования для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий?

Комплект специализированного компьютерного оборудования могут получить дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и не имеющие медицинских противопоказаний для работы с компьютером. Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам (учащихся с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и др.).

    Какие образовательные организации осуществляют дистанционное обучение? Какие документы необходимы для зачисления ребенка на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий?

Дистанционное обучение ребенка-инвалида на дому осуществляется образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы, в которое зачислен ребенок. Зачисление детей-инвалидов в образовательные учреждения производится в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, определяются законодательством Российской Федерации.

Зачисление обучающихся на дистанционное обучение осуществляется приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании заявления родителей при предоставлении следующих документов:

Заключения медико-социальной экспертизы (МСЭ) для подтверждения статуса инвалидности;

Заключения клинико-экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения о рекомендации индивидуального обучения и отсутствия медицинских противопоказаний для работы с персональным компьютером;

Заключения ПМПК, в том числе отраженном в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (при наличии).

Образовательное учреждение обеспечивает ребенку-инвалиду реализацию образовательных программ соответствующего уровня в пределах рекомендуемого объема учебной нагрузки из расчета утвержденной нормы часов. Данная образовательная деятельность осуществляется на основе лицензии ОУ, итоговая аттестация обучающихся и выдача документа об образовании осуществляется ОУ на основании его свидетельства о государственной аккредитации. Для обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий педагоги могут использовать как собственный электронный курс, так и готовый контент учебных курсов по предметам учебного плана, разработанный специалистами «i-school» (г.Москва). Материалы учебных курсов, разрабатываемых педагогами, размещаются в электронном виде в образовательной оболочке дистанционного образования Moodle на сервере Центра дистанционного образования детей-инвалидов.

    Какое компьютерное оборудование предоставляется детям-инвалидам для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий? Каков механизм предоставления оборудования?

Детям-инвалидам безвозмездно во временное пользование предоставляется комплект специализированного компьютерного оборудования, имеющего в своем составе многофункциональные программно-аппаратные платформы, периферийное оборудование общего назначения (веб-камера; принтер; сканер; цифровой фотоаппарат; наушники, колонки), специализированное оборудование, используемое при изучении отельных предметов (цифровой микроскоп; комплекты цифровых датчиков для физики, химии и биологии; графический планшет; программируемые конструкторы), а также периферийное оборудование, адаптирующее компьютер под физические особенности обучающегося:(роллеры, джойстики, выносные кнопки и т. п.; специализированные клавиатуры с крупным контрастным изображением символов и специальными накладками, программируемые клавиатуры, брайлевский дисплей, принтер, печатающий шрифтом Брайля и т.д.).

Оснащение рабочего места различными вспомогательными техническими средствами позволяет частично или полностью компенсировать ограничения, связанные с нарушениями зрения или функций опорно-двигательного аппарата

Кроме того, в состав аппаратно-программных комплексов входит программное обеспечение, включающее в себя информационные инструменты общего назначения (текстовый редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т. д.)а также; специализированные (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории).

Оснащение общеобразовательных учреждений, реализующих дистанционное образование, специализированным оборудованием рабочих мест обучающихся и рабочих мест педагогов осуществляется Центром дистанционного образования детей-инвалидов государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования на основании заявок государственных и муниципальных органов управления образованием Самарской области.

Передача оборудования в общеобразовательное учреждение в соответствии с поданными заявками осуществляется по договору безвозмездного пользования, заключаемому в соответствии с Законом Самарской области «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области». В свою очередь, образовательное учреждение передает комплект компьютерного оборудования родителям (законным представителям) ребенка-инвалида по договору в безвозмездное временное пользование на период обучения ребенка в образовательном учреждении по основным образовательным программам.

    По каким учебным планам и образовательным программам осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов? Как определяется объем учебной нагрузки обучающихся?

Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется по индивидуальным учебным планам и программам, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением на основании общеобразовательных программ, рекомендованных ПМПК, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей и психофизических возможностей на основании данных углубленного динамического психолого-педагогического обследования ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

Индивидуальная образовательная программа включает в себя инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть обеспечивает реализацию основных общеобразовательных программ, вариативная часть учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Имеющиеся специальное оборудование - цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед», компьютерные программы «Живая физика», «Живая математика», «Живая география» и другие позволяют ребенку, не посещающему образовательное учреждение, изучать предметы учебного плана в объеме, обеспечивающем усвоение образовательного стандарта.

Индивидуальный учебный план включает в себя как базовые учебные предметы, так часы занятий по дополнительным образовательным программам по выбору учащегося. Каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии с его индивидуальными склонностями, образовательными потребностями и профессиональными предпочтениями выбрать набор курсов различной направленности, которые он может изучать в дистанционной форме. Центр дистанционного образования детей-инвалидов осуществляет дистанционное обучение по дополнительным образовательным программам, программам предпрофильной и предпрофессиональной подготовки, позволяющим организовать индивидуальную траекторию социализации, коррекции и развития ребенка-инвалида. Это развивающие и коррекционные курсы, предпрофильные и элективные курсы, курсы для углубления знаний по отдельным образовательным дисциплинам, курсы, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, а также курсы, направленные на успешную социальную адаптацию учащихся, ориентацию детей на получение востребованных на современном рынке труда профессий, прежде всего связанных с владением информационных технологий, такие как компьютерная графика, цифровая фотография, Web-дизайн, 3D-моделирование и т.д. Таким образом заложена основа для профилизации обучения детей-инвалидов, невозможная при традиционной модели индивидуального обучения, выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого ребенка с учетом интересов, склонностей, физических возможностей, состояния здоровья.

Количество курсов по выбору и объем учебной нагрузки могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. При наличии соответствующих рекомендаций (лечебно-профилактического учреждения, учреждения медико-социальной экспертизы и т.п.), указанных в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями. Учебный план согласовывается с родителями (законными представителями) ребенка. Обучение по индивидуальному учебному плану, наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивает гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.

    Какие формы обучения используются при дистанционном образовании детей-инвалидов?

Дистанционное обучение детей-инвалидов может быть реализовано различными формами:

Очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);

Индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, on-line уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары);

Занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением телекоммуникационных технологий или программы Skype);

Самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на сайте Центра дистанционного образования детей-инвалидов электронного образовательного контента, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

    Не явится ли дистанционное обучение еще одним «барьером», отделяющим ребенка-инвалида от внешнего мира? Как осуществляется социализация и коммуникация ребенка-инвалида при дистанционном обучении?

Реализуемая в Самарской области региональная модель дистанционного обучения детей-инвалидов предполагает интеграцию очной (индивидуальной) и дистанционной форм обучения детей-инвалидов. Данная модель дистанционного образования не является антагонистичной по отношению к существующей системе обучения детей-инвалидов, она естественным образом интегрируется в эту систему, дополняя и развивая ее, и способствует созданию мобильной образовательной среды. Ребенок-инвалид одновременно является учеником ОУ по месту жительства и учащимся «виртуального класса» Центра дистанционного образования. При этом дистанционная форма обучения сочетается с посещением детей на дому учителем. Ребенок не исключается из образовательного пространства своего места жительства, но включается в информационную среду, объединяющую учащихся и педагогов из разных школ и разных населенных пунктов. Соотношение объема проводимых учебных, лабораторных и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся является исключительной прерогативой образовательного учреждения и определяется им с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ученика.

При обучении предусматривается организация совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках Интернет-конференций, форумов, организация совместных проектов. Общение учащихся с педагогами и друг с другом осуществляется на on-line практических занятиях и консультациях, Интернет-конференциях, форумах и чатах образовательной платформы Moodle, с помощью электронной почты и Skype.

Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому организовываются занятия в помещениях образовательного учреждения. При наличии возможности также обеспечивается участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Для раскрытия творческих способностей учащихся Центр дистанционного образования детей-инвалидов проводит комплекс интерактивных мероприятий с использованием дистанционных образовательных технологий (сетевые проекты, дистанционные конференции, конкурсы и т.д.), способствующих созданию среды общения, социализации и профессиональной ориентации детей-инвалидов. Цель этих мероприятий - создание системы социальной реабилитации детей-инвалидов средствами Интернет-технологий, преодоление замкнутости, вовлечение детей в активную творческую, коммуникативную и образовательную деятельность, формирование у них чувства социальной принадлежности к группе сверстников, навык командной работы.

    Могут ли дети-инвалиды, завершившие обучение по основным общеобразовательным программам использовать полученное компьютерное оборудование для получения профессионального образования?

Да, могут. В соответствии с «Порядком передачи детям-инвалидам и инвалидам, обучавшимся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях Самарской области, компьютерного оборудования для получения профессионального образования» (утверждено распоряжением министерства образования и науки Самарской области от 05.06.2013 № 306-р) компьютерное оборудование может быть передано во временное безвозмездное пользование выпускникам общеобразовательных учреждений из числа детей-инвалидов и инвалидов, обучавщихся индивидуально на дому с использованием дистанционных образовательных технологий и продолжающих обучение в образовательных учреждениях профессионального образования по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования. Компьютерное оборудование передается на основании договора безвозмездного пользования. Договором определяются условия использования, содержания, обеспечения сохранности компьютерного оборудования. Договор заключается с совершеннолетним участником мероприятия либо с родителями (законными представителями) несовершеннолетних участников Мероприятия. Срок договора устанавливается до завершения обучения по образовательной программе профессионального образования. Выпускникам передаются комплекты оборудования, которые были им предоставлены для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на территории Самарской области.

    Каковы условия получения компьютерного оборудования детьми-инвалидами для продолжения обучения по программам профессионального образования?

Оборудование может быть передано совершеннолетнему инвалиду, завершившему обучение в общеобразовательном учреждении с использованием дистанционных технологий, а также родителям (законным представителям) несовершеннолетних детей-инвалидов, обучавшихся индивидуально на дому в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» при соблюдении следующих условий:

ребенок-инвалид, инвалид обучался с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательном учреждении, расположенном на территории Самарской области, не менее одного учебного года;

ребенок-инвалид, инвалид продолжил обучение в учреждении профессионального образования, расположенного на территории Самарской области, по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования. В случае, если ребенок-инвалид, инвалид продолжил обучение по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования в учреждении профессионального образования, расположенного за пределами территории Самарской области, оборудование может быть ему передано только при условии обучения в заочной форме или при обучении с использованием дистанционных образовательных технологий.

Передача компьютерного оборудования осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида или инвалида при предоставлении в Центр дистанционного образования детей-инвалидов СИПКРО следующих документов:

копии справки бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности;документа, подтверждающего поступление ребёнка-инвалида или инвалида в образовательное учреждение профессионального образования по программам среднего профессионального или высшего профессионального образования с обязательным указанием формы обучения;

документа, подтверждающего индивидуальное обучение ребенка-инвалида, инвалида в общеобразовательном учреждении с использованием дистанционных образовательных технологий;

справки о отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

В случае потери ребенком статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, а также окончания образовательного учреждения профессионального образования оборудование возвращается в СИПКРО с целью передачи другому обучающемуся ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий.