Творческий проект «Пословицы и поговорки» Подготовила учитель. Творческий проект «Пословицы и поговорки Проект по литературе русские пословицы

Творческий проект «Пословицы и поговорки» Эпиграф проекта

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели.

ü уточнить значения некоторых из них;

ü развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

ü учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»

Творческий проект «Пословицы и поговорки» 4 класс

Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    уточнить значения некоторых из них;

    развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

    учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

    анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

    подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

    придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    проиллюстрировать несколько пословиц;

    выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход презентации. 1.Пословицы и поговорки. (слово учителя)

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

    Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

    Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Пословицы народов мира

    «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

    Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

    Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

    «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

    Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

    Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

    Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

    Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

    «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

  1. Кроссворд, викторина, игры с пословицами.

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Корова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

2. Собери части пословицы.

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.

4. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде. По горизонтали: Дело мастера боится.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2. Скучен день до вечера, коли делать... .
3. Кончил дело – гуляй... .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5. Поспешишь – людей... .
6. Хочешь много знать, надо мало... .
7. Умелые руки не знают... .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10. Семь раз примерь – один раз... .
11. Без труда не вынешь рыбку из... .
12. На чужую работу глядя, сыт не... .
13. Что посеешь, то и... .
14. У работящего в руках дело огнем... .
15. Труд человека кормит, а лень... .
16. Делу время – потехе... .
17. Куй железо, пока... .

Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

5.Ребусы с пословицами. (для родителей)

См. приложение.

6.Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.

    Первый клин комом.

    Сашу маслом не испортишь.

    Мы сами с ушами.

    Крутится как булка в колесе.

    Не делай из муки слова.

    Голода не бойся, по пояс мойся.

7.Поле чудес. (Часть букв уже открыта, попробуйте угадать пословицу)

    О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.

5.Подведение итогов.

- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

Цымбалюк Антон Александрович

Руководитель проекта:

Писаренко Людмила Александровна

Учреждение:

МБОУ СОШ п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края

В представленном учащимся исследовательском проекте на тему "Пословицы и поговорки в современном мире" рассматриваются и анализируются наиболее известные поговорки и пословицы из русской литературы.

В предложенной исследовательской работе по литературе на тему "Пословицы и поговорки в современном мире" дается определение поговорке и пословице, рассматриваются сравнения, метафоры, гиперболы, художественные особенности пословицы.


В проекте учащийся 5 класса "Пословицы и поговорки в современном мире" определил свои любимые пословицы, исследует и анализирует их, формулирует прямые и переносные значения этих пословиц, связывает их с современным миром.

1. Что такое поговорка и пословица.
2. Мои любимые пословицы.
2.1. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2.2. Под лежащий камень вода не течет.
2.3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

1. Что такое поговорка и пословица?


В.И. Даль - верный исследователь устного народного творчества

В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.


Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляет законченного высказывания.

Сравнения
Гол, как сокол
Остёр, как бритва

Метафоры
Подлить масла в огонь
Убить двух зайцев

Гиперболы
Заблудиться в трёх соснах
Без ножа зарезал

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка.

Многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл.

«Куй железо, пока горячо »

Художественные особенности пословицы:

  • предельная краткость и ясность, в них нет ничего лишнего
  • по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения
  • ритм и рифма

2. Любимые пословицы


«Семь раз отмерь – один раз отрежь »

« »

Пословица означает, что воды под лежачим камнем быть не может, поскольку для нее там недостаточно пространства.

Прямое значение пословицы отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:

1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.


Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком. Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.














Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СЕЛО ТРОИЦКОЕ НАНАЙСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Проект

Проект по теме «Устное народное творчество»

«Пословицы и поговорки»

Выполнили:

Поляков Георгий

Антоневич Полина

Тихонова Кристина

Слепцова Анастасия

2015 г.

с.Троицкое

Методический паспорт учебного проекта

Проект «Пословицы и поговорки».

Предмет : Литературное чтение.

Класс: 3

Тип проекта : творческий, коллективная работа.

Планируемый результат : учащиеся создают презентацию о пословицах и поговорках.

Цели и задачи проекта:

    Ввести понятие « исследовательская деятельность», познакомить с некоторыми методами, формами и способами научного исследования.

    Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.

    Формирование мотивации исследовательской деятельности.

    Формирование творческой активности.

Развитие самостоятельности.

Оборудование:ПК, книжки

Время : 5 дней

Работа над проектом

Основные этапы работы:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Знакомство с идеями проекта

2. Формирование групп, распределение обязанностей.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Работа в группах по сбору материала

Найти в учебниках,в дополнительной литературе, интернете с помощью учителя, родителей пословицы и поговорки

2. Практическая работа. Работа по объяснению смысла пословиц и поговорок.

Привести примеры. Чем отличается пословица от поговорки?

(консультация учителя)

3.Выбор формы представления результата

Оформление результатов работы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Презентация и защита результатов работы.

Подведение итгов.

Продукт проекта - альбом

Способы работы : сбор информации из различных источников; работа по смыслу пословиц; оформление копилки в альбом; выступление на конфереции.

Содержание проекта: По своему содержанию проект «Пословицы и поговорки » имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, о труде, об учебе, о дружбе что очень важно для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста. С другой стороны, участники проекта, в результате поисковой, познавательной, исследовательской работы убедятся, что учиться – это значит трудиться. Приобретут навыки самостоятельной деятельности. Научатся презентовать полученные знания и опыт.

« »


«

»


«
»


«


«
»

« »


«
»


«
»


«

»

Приложение.

Пословицы и поговорки

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Красна речь с поговоркой.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

На всякого Егорку есть поговорка

О Родине

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Без корня и полынь не растет.

Где сосна взросла, там и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не свила

На чужой стороне и сокола зовут вороною.

На чужой стороне и весна не красна.

О семье

При солнышке тепло, при матери добро.

Нет такого дружка, как родная матушка.

На что и клад, коли в семье лад.

Братская любовь лучше каменных стен.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Изба детьми весела.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Материнская ласка конца не знает.

Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

У милого дитяти много имен.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

О труде.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд всё перетрут.

Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.

Не топор тешет, а плотник.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Об уме.

По платью встречают, по уму провожают.

И сила уму уступает.

Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.

У умной головы сто рук.

Ум хорошо, а два лучше.

Каков разум, таковы и речи.

В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.

Из окна всего света не оглянешь.

Повторение – мать учения.

О смелости

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Хорошо медведя в окно дразнить.

О дружбе

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.

Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

Для друга семь верст не околица.

Без друга – сирота; с другом – семьянин.

Семеро одного не ждут.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Одна пчела не много меду натаскает.

Об учении

Ученье – свет, а неученье тьма.

Корень учения горек, да плод сладок.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Книги читай, а дела не забывай.

Повторение – мать учения.

О правде

Добрая слава лежит, а худая бежит.

За правое дело стой смело.

В ком правды нет, в том и добра мало.

Дело знай, а правду помни.

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Коршунова Марта

У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. Каждое слово в них содержательно и точно. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образование

МБОУ г. Керчи РК “Школа №13”

ПРОЕКТ

“ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ”

Подготовила

Коршунова Марта

уч-ца 4-го класса

Керчь 2015

  1. Введение.
  2. Заключение .
  1. Введение .

Устное народное творчество - самый древний вид искусства. Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок передавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам. У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. Каждое слово в них содержательно и точно. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих.

Тематика пословиц очень разнообразна: о природе (Что летом родится- то зимой пригодится), о труде (Без труда нет плода), о дружбе (Без друга на сердце вьюга), ученье (Знание лучшее богатство). Поговорка украшает нашу речь, делает ее более яркой, образной, но она в отличие от пословицы не делает вывода, а просто выражает чувства и не поучает: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (поучение – не надо браться сразу за два дела), а «за двумя зайцами» - поговорка, это просто мы говорим о каком-то неудавшемся деле. Поговорка – это удивление «как снег на голову», «чудеса в решете», восхищение о ком-то - «палец в рот не клади», осуждение – «ни к селу, ни к городу».

Я хочу привести примеры пословиц о дружбе, так как очень ценю друзей. Мне очень хочется, чтобы наша дружба была настоящей.

  1. Пословицы и поговорки о дружбе.

Дружба - великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Был у друга, пил воду - показалось слаще меду.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Вода у друга лучше, чем у врага мёд.

Друга на деньги не купишь.

Друг - твоё зеркало.

Не в службу, а в дружбу.

Для дорогого друга - ворота настежь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Единственный способ иметь друга - это быть другом.

Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.

Не бросай друга в несчастье.

Нет друга - ищи, нашёл - береги.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друга, что земля без воды.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

Друзья наших друзей - наши друзья.

Знал дружка в радости, не оставляй в горести.

Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.

Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.

Человек без друзей, что сокол без крыльев.

Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Друг научит, а недруг проучит.

Дружба и братство дороже богатства.

Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Один друг лучше тысячи слуг.

3. Заключение

Основой пословиц и поговорок всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка в любой жизненной ситуации. Наши предки хотели передать через них свои знания, опыт, чтобы мы стали добрыми, умными и справедливыми. Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.