Творческий проект «Пословицы и поговорки» Подготовила учитель. Творческий проект «Пословицы и поговорки Проект по литературе русские пословицы
Творческий проект «Пословицы и поговорки» Эпиграф проекта
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели.
ü уточнить значения некоторых из них;
ü развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
ü учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности
Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Пословицы и поговорки»»
Творческий проект «Пословицы и поговорки» 4 класс
Эпиграф проекта : «Пословица недаром молвится»
Тема. «Пословицы и поговорки».
Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,
уточнить значения некоторых из них;
развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс получает задания:
подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;
придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;
проиллюстрировать несколько пословиц;
выписать пословицы, в которых встречаются числа.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация
Задача этапа – коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Ход презентации. 1.Пословицы и поговорки. (слово учителя)
Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.
В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.
В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.
Выступление учащихся. Презентация своих работ.
История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.
Рассказ учителя о пословицах народов мира.
«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».
Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».
Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.
- Кроссворд, викторина, игры с пословицами.
1. Вставь рисунок в пословицу.
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )
Когда... на горе свистнет. (Рак. )
Рубят – щепки летят. (Лес. )
Не..., так и не мычи. (Корова. )
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )
Большому... – большое плавание. (Кораблю. )
2. Собери части пословицы.
Умей взять, | умей и дать. |
Старый друг | лучше новых двух. |
Едешь на день, | бери хлеба на неделю. |
Красна птица пером, | а человек умом. |
Не рой другому яму, | сам в неё упадёшь. |
Друга ищи, | а найдёшь – береги. |
Были бы кошки, | а мышки будут. |
Десять раз примерь, | один раз отрежь. |
3. Дуэль. Кто больше назовёт пословиц, где встречаются числа.
4. Кроссворд с пословицами и поговорками о труде.
В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде. По горизонтали: Дело мастера боится.
1.
Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза... .
2.
Скучен день до вечера, коли делать... .
3.
Кончил дело – гуляй... .
4.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать... .
5.
Поспешишь – людей... .
6.
Хочешь много знать, надо мало... .
7.
Умелые руки не знают... .
8.
Кто любит трудиться, тому без дела не... .
9.
Хочешь есть калачи – не сиди на... .
10.
Семь раз примерь – один раз... .
11.
Без труда не вынешь рыбку из... .
12.
На чужую работу глядя, сыт не... .
13.
Что посеешь, то и... .
14.
У работящего в руках дело огнем... .
15.
Труд человека кормит, а лень... .
16.
Делу время – потехе... .
17.
Куй железо, пока... .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.
5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо
5.Ребусы с пословицами. (для родителей)
См. приложение.
6.Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Крутится как булка в колесе.
Не делай из муки слова.
Голода не бойся, по пояс мойся.
7.Поле чудес. (Часть букв уже открыта, попробуйте угадать пословицу)
О-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! (Кончил дело – гуляй смело!)
Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.
5.Подведение итогов.
- Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?
Цымбалюк Антон Александрович
Руководитель проекта:
Писаренко Людмила Александровна
Учреждение:
МБОУ СОШ п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края
В представленном учащимся исследовательском проекте на тему "Пословицы и поговорки в современном мире" рассматриваются и анализируются наиболее известные поговорки и пословицы из русской литературы.
В предложенной исследовательской работе по литературе на тему "Пословицы и поговорки в современном мире" дается определение поговорке и пословице, рассматриваются сравнения, метафоры, гиперболы, художественные особенности пословицы.
В проекте учащийся 5 класса "Пословицы и поговорки в современном мире" определил свои любимые пословицы, исследует и анализирует их, формулирует прямые и переносные значения этих пословиц, связывает их с современным миром.
1. Что такое поговорка и пословица.
2. Мои любимые пословицы.
2.1. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2.2. Под лежащий камень вода не течет.
2.3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
1. Что такое поговорка и пословица?
В.И. Даль - верный исследователь устного народного творчества
В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.
Поговорка
– выражение, преимущественно образное, не составляет законченного высказывания.
Сравнения
Гол, как сокол
Остёр, как бритва
Метафоры
Подлить масла в огонь
Убить двух зайцев
Гиперболы
Заблудиться в трёх соснах
Без ножа зарезал
Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Пословицы заключают в себе красоту и силу родного языка.
Многие русские пословицы имеют прямой и переносный смысл.
«Куй железо, пока горячо »
Художественные особенности пословицы:
- предельная краткость и ясность, в них нет ничего лишнего
- по своему складу речи напоминают маленькие стихотворения
- ритм и рифма
2. Любимые пословицы
«Семь раз отмерь – один раз отрежь »
« »
Пословица означает, что воды под лежачим камнем быть не может, поскольку для нее там недостаточно пространства.
Прямое значение пословицы отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:
1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.
Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком. Русские пословицы и поговорки меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью. Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедшие до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.
Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Поговорка - выражение преимущественно образное, не составляющее в отличие от пословицы. законченного высказывания и не являющееся афоризмом. Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Знакомство с пословицами и поговорками той или иной страны обогащает наше представление о народе, который их создал и на устах которого они, не увядая, живут веками. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки использовались в процессе обучения иностранным языкам, например латинскому, еще в средневековой Европе. И сегодня ни один курс иностранного языка не обходится без их помощи. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это - вечные жанры устного народного творчества.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СЕЛО ТРОИЦКОЕ НАНАЙСКОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Проект
Проект по теме «Устное народное творчество»
«Пословицы и поговорки»
Выполнили:
Поляков Георгий
Антоневич Полина
Тихонова Кристина
Слепцова Анастасия
2015 г.
с.Троицкое
Методический паспорт учебного проекта
Проект «Пословицы и поговорки».
Предмет : Литературное чтение.
Класс: 3
Тип проекта : творческий, коллективная работа.
Планируемый результат : учащиеся создают презентацию о пословицах и поговорках.
Цели и задачи проекта:
Ввести понятие « исследовательская деятельность», познакомить с некоторыми методами, формами и способами научного исследования.
Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования.
Формирование мотивации исследовательской деятельности.
Формирование творческой активности.
Развитие самостоятельности.
Оборудование:ПК, книжки
Время : 5 дней
Работа над проектом
Основные этапы работы:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Знакомство с идеями проекта
2. Формирование групп, распределение обязанностей.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Работа в группах по сбору материала
Найти в учебниках,в дополнительной литературе, интернете с помощью учителя, родителей пословицы и поговорки
2. Практическая работа. Работа по объяснению смысла пословиц и поговорок.
Привести примеры. Чем отличается пословица от поговорки?
(консультация учителя)
3.Выбор формы представления результата
Оформление результатов работы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Презентация и защита результатов работы.
Подведение итгов.
Продукт проекта - альбом
Способы работы : сбор информации из различных источников; работа по смыслу пословиц; оформление копилки в альбом; выступление на конфереции.
Содержание проекта: По своему содержанию проект «Пословицы и поговорки » имеет два аспекта: учебный и научно-исследовательский. С одной стороны, его участники обогатятся знаниями о том, что такое пословица, поговорка, как они появились, что является их основой. Расширят представления о мире, о труде, об учебе, о дружбе что очень важно для интеллектуального и творческого развития детей младшего школьного возраста. С другой стороны, участники проекта, в результате поисковой, познавательной, исследовательской работы убедятся, что учиться – это значит трудиться. Приобретут навыки самостоятельной деятельности. Научатся презентовать полученные знания и опыт.
« »
«
»
«
»
«
«
»
« »
«
»
«
»
«
»
Приложение.
Пословицы и поговорки
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Красна речь с поговоркой.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
На всякого Егорку есть поговорка
О Родине
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Своя земля и в горсти мила.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Без корня и полынь не растет.
Где сосна взросла, там и красна.
Глупа та птица, которой гнездо свое не свила
На чужой стороне и сокола зовут вороною.
На чужой стороне и весна не красна.
О семье
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет такого дружка, как родная матушка.
На что и клад, коли в семье лад.
Братская любовь лучше каменных стен.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
У милого дитяти много имен.
Бабушке – один только дедушка не внук.
Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
О труде.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Не умеешь шить золотом, так бей молотом.
Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Ремесло пить–есть не просит, а само кормит.
Не топор тешет, а плотник.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Об уме.
По платью встречают, по уму провожают.
И сила уму уступает.
Умного пошли – одно слово скажи; дурака пошли – три скажи, да сам за ним поди.
У умной головы сто рук.
Ум хорошо, а два лучше.
Каков разум, таковы и речи.
В умной беседе – ума набираться, в глупой – свой потерять.
Из окна всего света не оглянешь.
Повторение – мать учения.
О смелости
На печи не храбрись, а в поле не трусь.
Хорошо медведя в окно дразнить.
О дружбе
Старый друг лучше новых двух.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Был я у друга, пил я воду – слаще меду.
Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.
Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.
Для друга семь верст не околица.
Без друга – сирота; с другом – семьянин.
Семеро одного не ждут.
Конь познается при горе, а друг при беде.
Одна пчела не много меду натаскает.
Об учении
Ученье – свет, а неученье тьма.
Корень учения горек, да плод сладок.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Книги читай, а дела не забывай.
Повторение – мать учения.
О правде
Добрая слава лежит, а худая бежит.
За правое дело стой смело.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Дело знай, а правду помни.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Коршунова Марта
У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. Каждое слово в них содержательно и точно. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образование
МБОУ г. Керчи РК “Школа №13”
ПРОЕКТ
“ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ”
Подготовила
Коршунова Марта
уч-ца 4-го класса
Керчь 2015
- Введение.
- Заключение .
- Введение .
Устное народное творчество - самый древний вид искусства. Пословицы и поговорки складывались народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок передавались заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам. У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше, чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течение многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура народа. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. Каждое слово в них содержательно и точно. О ценности пословиц и поговорок сказано в них самих.
Тематика пословиц очень разнообразна: о природе (Что летом родится- то зимой пригодится), о труде (Без труда нет плода), о дружбе (Без друга на сердце вьюга), ученье (Знание лучшее богатство). Поговорка украшает нашу речь, делает ее более яркой, образной, но она в отличие от пословицы не делает вывода, а просто выражает чувства и не поучает: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь (поучение – не надо браться сразу за два дела), а «за двумя зайцами» - поговорка, это просто мы говорим о каком-то неудавшемся деле. Поговорка – это удивление «как снег на голову», «чудеса в решете», восхищение о ком-то - «палец в рот не клади», осуждение – «ни к селу, ни к городу».
Я хочу привести примеры пословиц о дружбе, так как очень ценю друзей. Мне очень хочется, чтобы наша дружба была настоящей.
- Пословицы и поговорки о дружбе.
Дружба - великая сила.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Без беды друга не узнаешь.
Плохой друг - что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
Был у друга, пил воду - показалось слаще меду.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
Друга на деньги не купишь.
Друг - твоё зеркало.
Не в службу, а в дружбу.
Для дорогого друга - ворота настежь.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Единственный способ иметь друга - это быть другом.
Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
Не бросай друга в несчастье.
Нет друга - ищи, нашёл - береги.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друга, что земля без воды.
Друг спорит, а недруг поддакивает.
Друзья наших друзей - наши друзья.
Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
Кто разделяет с тобой трудную минуту - настоящий друг.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Плохой друг подобен тени: только в светлые дни его и видишь.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Друг научит, а недруг проучит.
Дружба и братство дороже богатства.
Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Один друг лучше тысячи слуг.
3. Заключение
Основой пословиц и поговорок всегда являлся пример из жизни и подсказка правильного поступка в любой жизненной ситуации. Наши предки хотели передать через них свои знания, опыт, чтобы мы стали добрыми, умными и справедливыми. Поэтому в пословицах и заключена вся мудрость народов, а также отражается взгляды народа на жизнь. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой. Русские писатели и поэты, слушая народный разговор, записывали пословицы и поговорки, а потом использовали их в своих произведениях. Мы можем их увидеть в произведениях Пушкина, Гоголя, Крылова и других наших замечательных писателей.