У окон есть история. Интересное в привычном: окно Когда появились первые стекла на окнах

И роскошные высотки, сплошь усеянные стеклопакетами в рамах из ПВХ, мы даже не задумываемся о том, что окно, прежде чем эволюционировать до современного исполнения, прошло долгий путь. А, тем не менее, история таких привычных нашему взгляду окон насчитывает несколько тысяч лет


Без окон

Первые жилища, независимо от географического расположения и уровня культуры народностей, окон не имели вовсе. В домах был единственный проем, который одновременно служил входом и дымоотводом. Среди китайских иероглифов до сих пор существует символ окна - знак отверстия над дымоходом. Отсутствие окон диктовалось не глупостью наших предков, а необходимостью, в первую очередь, в целях безопасности - всегда легче охранять один вход, нежели несколько. На Древнем Востоке, в Египте и Риме, Греции, нигде стены домов не имели оконных проемов.

Чуть позже дымоходные отверстия стали устраивать прямо в потолках. Через такие прообразы оконных проемов отводился дым, в помещение поступал свежий воздух и свет. Первые окна, которые начали устраивать в стенах, нашли при археологических раскопках на Кипре. Отсюда и начинается отчет истории окна - 8 тысяч лет до нашей эры.

Первые окна

На протяжении следующих тысяч лет окна представляли собой примитивные отверстия в стенах. В Европе оконные проемы сначала стали делать в крепостях и феодальных замках. Через них велось наблюдение и отбивались атаки в неспокойное феодальное время. Соответственно, окно должно было быть достаточно маленьким, чтобы обеспечивать безопасность, до достаточном большим, чтобы развернуться лучнику. Отсюда и формы - узкий, но высокий проем.

Симметрию фасады зданий обрели в эпоху Возрождения, именно тогда оконные проемы и простенки начали симметрично чередовать (тип строения - палаццо).

В эпоху готики окна значительно вытянулись, и начали остекляться разноцветными витражами с рисунками библейских мотивов.

Ренессанс в XV веке вернул оконным проемам классические формы, а стеклам прозрачность. Впервые они стали отдаленно похожи на те окна, что мы можем наблюдать и по сей день. В Италии в то время началось производство деревянных окон с переплетом в форме креста, разделяющего окно на несколько частей.

На смену ренессансу пришел стиль барокко. Окна начали терять строгие формы, стали появляться овальные и круглые деревянные окна, усложнился переплет, но у окна появились распашные створки и впервые - двойное остекление!

XVII век знаменуется возникновением технологий изготовления плоских оконных стекол.

В XIX веке окна вернулись к классицизму - деревянная рама с простым переплетом, геометрически правильные формы, створчатая распашная конструкция. В таком виде деревянные окна вошли в XX столетие, вплоть до его 60-х годов, когда впервые была изготовлена рама из поливинилхлорида взамен традиционной деревянной.

Дальнейшая история окон развивалась у нас на глазах. Скрипучие петли сменились функциональной фурнитурой, на смену обычному силикатному стеклу, устанавливаемому в деревянную раму окна при помощи штапиков, пришел герметичный стеклопакет. Качественные уплотнители и герметики позволили минимизировать теплопотери и отгородиться от уличного шума. Окно стало обыденным, само собой разумеющимся архитектурным элементом, умеренным по цене, надежным и функциональным в эксплуатации.

На Земле Русской

Первые окна на Руси назывались волоконными. В стене бревенчатого дома просто прорубался проем, который использовался для проветривания. Закрывался он изнутри обычными досками - «заволакивался», отсюда и название. На зиму окно модернизировалось - на деревянную раму окна натягивался рыбий или бычий пузырь, чуть позже функции стекла начали выполнять расплавленная слюда и промасленный холст.

Первые настоящие окна в России начали изготавливать при Петре I. Технологии и конструкция были привезены из Европы. Первые окна украсили Зимний и Летний Дворцы. В деревянную раму вставлялось настоящее стекло, производство которого в широких масштабах началось во Франции в XVII веке.

Вслед за дворцами стали остекляться оконные проемы и домов попроще. Однако качественное стекло оставалось по-прежнему дорогим, а более дешевые варианты не выдерживали критики в плане качества. Стекло было мутным, с зеленоватым оттенком и очень толстым. Поэтому в большинстве случаев на Руси окна продолжали остеклять привезенной из Западной Европы слюдой.

Распространение деревянных окон с силикатным стеклом началось в начале XVIII века, когда технологии изготовления стекла постепенно перестали быть секретом.

Немного об оконном стекле

История оконного стекла берет начало в первом веке нашей эры. Им остеклялись верхние этажи римских домов. Небольшие окна просто закрывались цельным стеклянным листом, а в проемы побольше устанавливали окна на деревянной или бронзовой раме. Но до XVIII века стекло стоило очень дорого, и только самые состоятельные люди могли позволить себе подобную роскошь.

Стеклопакет

Впервые стеклопакет был запатентован в 1865 году, но производство в промышленных масштабах началось только в 1934 году в Германии, а чуть позже перекочевало и в США. Первые стеклопакеты устанавливались на свинцовую дистанционную рамку и не имели уплотнений.

Такие стеклопакеты, какими мы их знаем сейчас, начали производить с 1950 года. Именно тогда конструкция двойного стекла эволюционировала до алюминиевой пустотелой рамки, заполненной абсорбентом и полисульфидных герметиков. С 1970 года начали применять двойную герметизацию. По сегодняшний день 90% всех стеклопакетов производится по этой технологии.

Русское слово «окно» созвучно со словом «око». Окна являются своего рода глазами дома. Но они не всегда были такими, как сегодня. Эволюция окна имеет тысячелетнюю историю.

Древние окна

В древности проёмы в стенах прикрывали шкурами и циновками, завешивали тканью. По сути, окнами служили занавески. Позднее люди изобрели ставни, которые закрывались для сохранения тепла и открывались, впуская воздух и свет.

Древние люди считали, что через незакрытые отверстия в дом могут проникать злые духи. Постройки древнего Египта, Греции и Рима, как правило, не имели окон, а только узкие щели. В Греции световые щели полагались только в комнатах для пиров, а на женской половине дома их не делали вовсе.

До появления стекла люди выходили из положения, скрепляя маленькие кусочки светопропускающих материалов - слюды, тонких кусков мрамора, расплющенных роговых фрагментов. В Китае, Корее и Японии окна затягивали бумагой. Старинные материалы, которые использовали вместо стёкол, оставили след в названии различных типов окон. Например, бычий глаз или рыбий пузырь.

В середине X века в Европе появилось оконное искусство - витраж. В готической церковной архитектуре проёмы стрельчатых окон заполнялись орнаментальными или сюжетными картинами из цветного стекла в свинцовой оправе. Лучи солнца, преломляясь через это великолепие, наполняли соборы особым светом.

Окна на Руси

В России окна из кусочков цветного стекла встречались в хоромах князей уже с XII века. Однако витражи на Руси так и не прижились.

С XIV века на Руси существовали косящатые окна, обрамлённые колодой из четырёх обтёсанных брусьев-косяков. В них вставлялась оконница, заполненная слюдой, рыбьим пузырём, брюховицей, а позже стеклом.

Существовали на Руси и волоковые окна - небольшие смотровые и световые отверстия в стене дома. Это окно закрывалось изнутри дощечкой, которая двигалась в специально вырезанных пазах. Волоковые окна устраивали обычно в клетях, чуланах, подвалах, их использовали не столько для освещения, сколько для проветривания помещения.

Русские стеклодувы уже в XIII веке научились делать толстостенные, круглые, мутные окна до 30 см в диаметре. Но позволить их себе могли только зажиточные люди. «Окнища - барские затеища», - говорили в народе.

С XVII века стекло стали употреблять чаще. Оно было цветным или же с росписью. В стекло вставляли свинцовые переплёты.

Европейская новинка - большие оконные проёмы - пришла в Россию при Петре I. Новинкой они стали для русского народа, а в Европе существовали уже в эпоху Возрождения. Но в порыве европеизирования Пётр не учёл российский климат и впоследствии вынужден был сам же и запретить «французские окна» - от пола размером с дверь. В результате парадные залы для приёмов были устроены по моде с большими окнами, а жили на верхних этажах дворцов и особняков в небольших комнатах с маленькими оконцами.

Со временем окна в деревнях и городах стали делать двойными для теплоизоляции. На рубеже XIX-ХХ веков в эпоху модерна окна стали принимать необычные, «нерегулярные» формы. Пришедший на смену модерну конструктивизм вновь сделал окна прямоугольными.

Сегодня на рынке окна представлены в широком ассортименте - деревянные, металлические, пластиковые, звукоизоляционные, энергосберегающие и т. д.

Природа, казалось бы, дала человеку все для жизни - прямо бери и используй безо всякой обработки. Но одно у природы отсутствует: прозрачность. Что было прозрачным, пока стекла не было? Как человек понял, что ему нужно нечто прозрачное, что хорошо было бы вставить в дырку в стене - и тогда окно станет почти настоящим окном?

Правильно: лед. Именно он и указал человеку на поиски чего-то, что пропускало бы свет, а все остальное задерживало.

И заметим: в северных регионах лед использовали в окнах! Конечно, со временем со стороны помещения он подтаивал, однако не проблемно же его заменить! Иное дело, что работает такое окно только в холодную пору года…

Забежим вперед: проще было тем людям, которые начинали свою жизнь где-то в горах или предгорьях. Ископаемый материал - слюда. Это сейчас днём с огнем не отыскать подобных залежей, а раньше слюду находили без труда. Залегала она пластами, вроде как камень, но слоистый. Эти слои легко отделялись друг от друга и были они полупрозрачными. К тому же, тонкие слои слюды легко обрабатывались на краях.

Слюда в окнах - это было настоящим прорывом. Конечно же, первым делом такие окна появились в дамах и строениях богатых людей. Слюда хоть и «валялась», да далеко не всюду, потому была материалом дорогим. Да и изготовление окна со слюдой и его установка были в ту порпу почти как сегодня установка окон ПВХ в Минске - только специалистам под силу!

На снимке - слюдяное окно.


Для простого человека она была недоступна.

И человек искал нечто вот такое прозрачное… Ему тоже хотелось иметь настоящее окно, чтобы и свет проходил, и мошкара не летела, и тепло сохранялось!

Таковой материал был вскорости обнаружен в животном мире.

Первым была рыбья кожа. Не удивляйтесь, это нам сегодня только кажется, что на рыбе нет кожи. Есть, и очень прочная. Кожа светлых рыб - карповых - после очистки от чешуи и снятия высушивалась распрямленной. Конечно, использовались большие особи рыбы. И конечно же, рыбья кожа не имела прозрачности стекла, и окошко с рыбьей кожей очень мало напоминало сегодняшнее окно ПВХ. Но, тем не менее, определенное количество света рыбья кожа пропускала, была достаточно прочной, защищала жилище от проникновения всякого рода насекомых, от ветра и дождя. То есть, окно начало выполнять функции настоящего окна. Кроме, конечно же, защиты иного рода - от гостей посильнее мелкого животного.

Скажем, медведь без труда мог царапнуть лапой, и «вспороть» окошко. Как правило, такие визиты были ночью. Человек изловчился и стал на ночь закрывать окна массивными задвижками - появились так называемые закладные окна или волоковые - первые предвестники окон со ставнями (на снимке). И опять же, изготовление таких окон и в ту пору требовало сноровки, умения не меньше, чем сегодняшняя установка окон ПВХ . Каждому мастеру - свое время!

Вторым природным материалом, имеющим некоторую степень прозрачности, стал бычий пузырь. Бычий пузырь - это мочевой пузырь крупного рогатого скота. Использовать этот орган в каких-либо гастрономических целях наши предки не решались, а вот иное применение ему нашлось.

Мочевой пузырь имеет высокую прочность при сравнительно тонких стенках. К тому же, практически не имеет жира. Таким образом, его легко было высушить - и он не портился со временем в таком виде.

Разрезанный и вымытый бычий пузырь имел более высокую прозрачность, чем рыбья кожа. К тому же, он был и механически крепче, не требовал никакой дополнительной обработки.

И вот представьте себе: этот пузырь служил «стеклом» в окнах наших предков несколько тысячелетий! До 18 века бычий пузырь в окнах вместо стекла был таким же традиционным, как сегодняшнее окно ПВХ.
Посмотрите на первом большом снимке: вот оно, окно с бычьим пузырем.

В городах и больших селениях окна оснащались в обязательном порядке ставнями - они закрывались на ночь, во время отсутствия хозяев в доме, поскольку имели достаточно большие размеры, чтобы сквозь них мог пролезть человек. Маленькими окна для освещения с бычьим пузырем делать не было смысла - бычий пузырь был недостаточно прозрачен.

Третьим и четвертым материалом, который замещал в ту пору стекло была ткань и бумага. Бумага, конечно же, в ту пору была большой редкостью, однако, когда она появилась, ей нашли и вот такое необычное применение - служить стеклом в окне.

Как это стало возможным? Очень просто: возьмите лист бумаги, пропитайте его жиром - вы увидите, как бумага приобрела некоторую прозрачность. Так же и плотная тонкая ткань, будучи пропитанной жиром, становится полупрозрачной и может выполнять функции оконного стекла.

С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем - рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум - отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.

Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали - волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого - это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.

Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще - просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.

Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.

В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно - два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.

В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.

Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.

Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.

Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.

В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.

Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.

Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.

Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.

В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.

Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X-XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.

В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.

Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.

При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.

В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.

Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.

В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.