Эскизы для резьбы по дереву в карандаше. Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Контурная резьба по дереву, являясь разновидностью геометрической резьбы, требует некоторого опыта. Без привычки трудно прорезать абсолютно ровные линии без зазубрин и сколов. Не очень сложная техника сочетается с максимальной детализацией, благодаря чему получаются красивые резные изделия.

Пример контурной резьбы по дереву

Резьба по дереву представляет собой надрезание и подрезание деревянного материала. В результате из-под ножа резчика выходят готовые контурные рисунки. Очертания предметов, пейзажные композиции, цветочные коллажи находят свое воплощение преимущественно в деревянных панно.

Как же осуществляется сам процесс работы по древесине? Как получаются красивые картинки? Всю работу над куском дерева, который впоследствии становится произведением искусства, можно разделить на этапы:

  1. Первоначально выбирают изображение.
  2. Рисунок переводят на .
  3. С трафарета делают .
  4. Производится резьба по дереву.
  5. Готовое панно зашкуривается, шлифуется, вскрывается лаком.

Особенного мастерства требует резьба по дереву, эскизы которой предполагают выполнение сложного узора.

Подборка эскизов для контурной резьбы по дереву

Каждая прочерченная линия должна быть ровной и четкой. Для рисунков в конкретном случае мастер принимает сам решение, насколько глубоко должны прорезаться линии. От этого зависит выразительность изображения на дереве.

По технике контурной резьбы по дереву изготавливаются шкатулки, крестики и другие изделия, где необходимо воспроизводить очертания цветов, животных, людей. Работа осуществляется, как на естественной древесине, так на тонированной, а также на фанере.

Техника работы

Приемы резьбы по дереву разделяются на прорезывание линий и завитков. Линии сначала надрезают, потом подрезают. При этом используют специальный острый нож — косяк. Лезвие ножа должно располагаться к работе под небольшим наклоном с вертикального положения. Таким способом осуществляется надрезание.

Читайте также

Как сделать резьбу по дереву своими руками


Пример техники контурной резьбы

Затем наклон делается в противоположную сторону. Подрезается надрезанная часть дерева. При прорезывании контурных канавок косяк зажимают в кулаке, другой рукой направляют движение лезвия. В процессе подрезания важно, чтобы из-под ножа выходили ровные полоски дерева. Если получаются опилки, неровные полоски, красивых линий не будет.

Резьба по дереву с целью вырезания завитков и округлых линий предполагает использование различных стамесок. Но бывалые мастера умеют вырезать извилистые контурные узоры при помощи только одного косяка.
Техника надрезания завитков, небольших окружностей такова.

Техника прорезной резьбы по дереву

Стамеску держат в кулаке, делая небольшой наклон к центру окружности. Лезвие углубляют в древесину на несколько сантиметров, после чего поворачивают дощечку по кругу по оси. Затем делают подрезание. Также осуществляется вращение по оси с отрезанием надрезанного кусочка древесины. Дальше радиус при необходимости увеличивают.

Для резьбы по дереву применяют плоские и округлые стамески. Опытный мастер, зная назначение каждой, может вырезать самый замысловатый узор. Верхом мастерства является контурная резьба с подушкой. Получаемый узор по центру выглядит как бы приподнятым над остальной его частью. В действительности различается лишь глубина канавок. По центру она может делаться большей, по краям — меньшей.

Деревянные узоры на фанере

Резьба на фанере несколько отличается от резьбы по дереву. Работа с материалом предусматривает выполнение нескольких техник. К ним относятся:

  • выполнение контурного выпиливания;
  • выполнение резьбы;
  • ажурная резьба;
  • комбинированная резьба.

По методу выпиливания вырезают контурные изображения животных, фигурки людей, цветы. В результате образуется выпуклое изображение на ровном фоне. Контурная резьба предполагает вырезание сложного рисунка путем нарезания и подрезания. В итоге выходит рельефный изысканный узор.

Ажурная резьба предполагает сквозное прорезывание деталей рисунка. Узор, выполняемый в этой технике, самый трудоемкий и красивый. Изделие напоминает воздушное кружево. Комбинированная контурная резьба объединяет сразу 2 и более техник.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Самым древним искусством считается резьба по дереву. Она может украшать дом и элементы интерьера. Много различных простых узоров стали превосходными, которые привлекают своей элегантностью и точностью.

В качестве декора орнаменты для резьбы по дереву используются достаточно давно. Орнаментом является узор, который имеет сочетания различных форм: геометрических, растительных, животных, птиц, человека и т. д. Элементы, которые его составляют, могут повторяться или чередоваться. Более сложные составляющие можно упростить для более хорошего восприятия деталей.

Прорезные орнаменты в традициях русского узорочья знакомы многим из нас — резные ставенки и наличники, подзоры, фризы и балясины, декоративные балкончики — этими украшениями издревле славилась русская изба. И до сих пор многие владельцы загородных домов предпочитают волшебную резьбу практичному пластику. Правда, тонкая работа теперь совершается при помощи новых технологий.

Геометрический орнамент характеризуется различными простыми узорами , при сочетании которых можно получить удивительные рисунки, завораживающие своей красотой. Чаще всего представлены в виде украшений полосы, звездочки, розетки и т. д. Другие деревянные элементы также имеют смысл и придают великолепный вид. Среди прочих геометрических узоров выделяют :

  • Точка - элемент, который применяется отдельно, а повторно находит применение как декор.
  • Линия — часто употребляемый узор, предназначенный в основном для разделения.
  • Зигзаг или ломаная линия символизирует воду.
  • Ромб или квадрат ограничивают пространство, заполненное узорами.
  • Многоугольники (шестиугольники, восьмиугольники и т. д.) часто применяют в восточной резьбе по дереву.
  • Крестики означают создание, строение чего-либо и т. д.
  • Витые или спиральные, или другие криволинейные элементы.
  • Круг заполнен узором и отвечает за отдельную композицию.

Описание растительных орнаментов

Выполняются в разных разновидностях или повторяются отдельно . Могут представить собой превосходную композицию, на которой могут быть рисунки дерева, плодового растения, цветка и т. д. Флористика изображается натурально или в упрощенном либо стилизованном виде. Считается самым популярным после вида геометрического орнамента. Еще с древнейших времен самыми частыми в использовании были деревянные виноградины, дубы, лавры, лотосы, плющи и т. д.

Галерея: резьба по дереву (25 фото)


















Свойства животного (зооморфологичного) орнамента

Данный резной орнамент показывает рисунки различных животных, которые могут являться выдуманными, а также настоящими. Часто их стилизуют. Это очень древние рисунки. Среди узоров имеются не только целые деревянные элементы, но и отдельные части тела животных (головы, крылышки, лапы и т. д.). Достаточно часто используют в сочетании с разными видами орнаментов. Применять можно для разной резьбы .

Орнамент с изображением человека

В резьбе по дереву деревянного человека можно изобразить схематически или более реалистично. Используют его для декоративных деталей интерьера. Превосходно сочетается с разными видами узоров.

Среди всех орнаментов резьбы по дереву можно выделить такие деревянные декоративные или символические типы изображения, например :

  1. Иероглифы, надписи и т. д.
  2. Эмблемы, гербы и т. д. (геральдика).
  3. Разные символы (инь-янь, лотос, крест и т. д.)

Главные формы разных узоров

Зависит все от того, какой из них применяется. Различают следующие формы :

  • Ленточная форма или кайма, которая проходит по краешку или обрамляет изделие.
  • Гирлянда — волнистая форма (в основном используется с растительными орнаментами).
  • Розетка — самостоятельная форма в виде цветка, многоугольника и т. д.
  • Пальметта — веерная форма с декором.
  • Арабетка — сложный узорный элемент, составляющий из геометрических, растительных форм.
  • Венок используют в растительном виде орнаментов.
  • Плетенка делается с переплетающими составляющими (полосы, ленты, стебли и т. д.).
  • Ажурный орнамент требует выполнения техники пропиленной резьбы (изготовление сквозного фонового изображения).

Эскизы(альбом) для формирования узоров

Первоначально, перед тем как приступить к резьбе по дереву, нужно сделать эскиз на бумаге (можно в своем альбоме для работ) таких же размеров. Можно это сделать на принтере или ксероксе (уменьшить, увеличить и т. д.). Также можно вырисовывать от руки, используя клетки для линейного масштабирования. На дерево этот резной орнамент дублируют при помощи простой копировальной бумаги. Для сквозной резьбы можно сделать простой шаблон, вырезав его ножницами, чтобы дальше его прикладывать и обводить карандашом на заготовке . Специальные шаблоны можно купить или отыскать изображения в интернете, очень красивым и древним является славянский узор.

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и . Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:


Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.


Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Читайте также

Объемная резьба по дереву

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.


Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Дерево всегда считалось хорошим материалом для внешней и внутренней отделки помещения. Поэтому сегодня для создания улучшенного интерьера используют резьбу по дереву, фотографии, рисунки и эскизы. Следуя такому направлению, украшают мебельные гарнитуры и интерьер, используя новейшую технологию, приемы и элементы, позволяющие получать изделия с великолепным внешним видом и качеством, а также имеющие высокую художественную ценность.

Дерево является достаточно легким материалом, который легко поддается обработке и используется еще с древних времен в украшении дворцов, храмов, домов. С большой охотой мастера всего мира наносят рисунки для резьбы по дереву, применяя в работе натуральный материал, чтобы создать уникальный стилистический образ в интерьере дома.

Рельефная резьба — достаточно трудоемкий вид резьбы

Для декора из деревянных элементов с помощью резьбы используют разную древесину:

  1. Липа. Очень мягкий материал для резьбы, из которого можно получить небольшие изделия в виде рамок для фотографий, разнообразные шкатулки, бытовую утварь с узорами. Они просто притягивают внимание. Этот материал прекрасно подойдет в период обучения резьбе по дереву, так как имеет мягкую податливую структуру древесины и красивый цвет на срезе.
  2. Береза. Является прекрасным сырьем для получения ослепительного накладного декора или создания отличных сувениров.
  3. Орех. Твердый материал, весьма неплох в обработке и полировке. Обширный спектр от небольших изделий и декора мебели до разнообразных скульптурных композиций.
  4. Груша. Уникальный материал, почти не трескается. Применяют при создании эксклюзивных декораций и сувениров.
  5. Ольха. Считается аристократическим деревом. Древесина обладает разнообразным цветовым решением от насыщенного красного и фиолетового до черного. Это часто заменяет ценные породы деревьев.
  6. Сосна, тис, ель, кедр. Эти виды пород деревьев используют для формирования массивной резной скульптуры, наличников, которые применяют в оформлении карнизов, украшении дома.

Резьбу применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам

Разнообразие видов резьбы по дереву

В современном мире может использоваться не один вид техники по ручной обработке дерева. Из них можно акцентировать внимание на таких способах:

  1. Сквозная резьба . Для нее свойственно в полной мере удаление древесной стружки из границ рисунка. Бывает простой вид и ажурный с разнообразной высотой и краями. Благодаря этой методике изготавливают рамки, накладки, двери, декоративные элементы. Если захочется выполнять резьбу по дереву в восточном стиле, то на помощь придет лобзик.
  2. Резьба с плоскими выемками. Характеризуется наличием плоской поверхности, в которую углубляют элементы резьбы. Есть несколько подвидов резьбы — контурная, когда, благодаря канавкам полукруглого либо треугольного сечения, на плоской поверхности получают узоры; скобчатая, когда узор получается из полукруглых насечек; геометрическая, когда для рисунка используют несколько типов элементов — колышки и трехгранная пирамида, заглубленная в середину. Узоры выполняют ножом для резьбы по дереву – косяком. В этом случае получаются разнообразные фигурки в виде ромбов, цепочек, сот. Выполняется так же чернолаковая резьба, когда лицевую сторону покрывают черной краской либо лаком, а после вырезают канавки.
  3. Рельефная резьба. Элементы располагают на одном уровне с лицевой поверхностью или выше. Это достаточно трудоемкий вид резьбы. Благодаря этому виду создают изображения гербов, различных орнаментов, эмблем. Впоследствии образ завершает игра света и тени.
  4. Резьба для украшения дома. Применяют для украшения наружной части дома благодаря разным орнаментам и фигурам, которые расположены на тыльной стороне деревянных элементов. Ими украшают карнизы, столбики крыльца, балясины.

Всегда на помощь мастеру приходит трафарет для резьбы по дереву. В этом нелегком деле он всегда незаменимый помощник.

Разновидности трафаретов

Трафареты для резьбы по дереву используют для того, чтобы выполнить достаточно нелегкую и кропотливую работу, которая затем украсит дом. Делится на такие виды:

Какой же трафарет предпочитают для резьбы по дереву?

Для выбора подходящих трафаретов нужно придерживаться нескольких правил:

Выбирать нужно тот трафарет, с которым вы можете работать

По каким параметрам выбрать шаблон для резьбы по дереву

Во-первых, для крупных деревянных элементов необходимо выбирать крупные трафареты, иначе элементы будут небольшими, и их не будет видно. А вот для шкатулок и рамок выбирают узоры посложнее.

Для разной техники резьбы выбираются надлежащие схемы и шаблоны для резьбы по дереву:

  1. Прорезная резьба требует шаблоны и трафареты должного качества и быстрой работы. После того, как перенесли рисунок, те участки, которые окажутся сквозными, необходимо будет заштриховать.
  2. Геометрическая техника – основа резьбы по дереву. Когда эскиз выбран, его наносят на панно из дерева.
  3. Скульптурная либо рельефная резьба более трудоемкая и требует определенных навыков от мастера. Сначала эскиз выполняют на бумаге, но если это объемная поделка, то необходимо создать фигуру из пластичного материала, к примеру, из глины.