Общие принципы оформления и комплектации исполнительной документации. Проектная, рабочая, исполнительная документация

Внесение изменений в прошедшую экспертизу проектную документацию , может потребоваться из-за различных причин. При этом, в некоторых случаях, проведение повторной экспертной работы над проектом является обязательным. Все вопросы и нюансы внесения изменений в проектную документацию и проведения экспертизы вторично, рассмотрим в этой статье.

Изменения в проектную документацию и повторная экспертиза

Внесение корректировок в проектную документацию после получения положительного резюме экспертов - ситуация встречающаяся довольно часто. Так, п. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса прямо предписывает внести в проект соответствующие исправления, если в процессе застройки обнаружились несоответствия в параметрах от теоретических данных проектной документации. Иначе расхождения в данных проекта и параметров фактически построенного объекта не позволят впоследствии оформить документы на здание.

В соответствии с п. 15 ст. 48 этого же кодекса, после внесения корректив в проектную документацию до ее утверждения застройщик или заказчик должен направить проект на экспертизу. Однако, п. 3 ст. 49 содержит некоторые исключения и устанавливает, что экспертная работа над проектными документами не требуется в случае, если:

  • исправленная проектная документация уже проходила экспертизу и получила положительную резолюцию по итогам;
  • внесенные в проект поправки не коснулись конструктивных и прочих характеристик надежности и безопасности объекта;
  • корректировка проекта не привела к увеличению сметы на строительство.

О том же самом, только с другого угла зрения говорится и в п. 44 Постановления Правительства от 05.03.2007 № 145. В этой норме Постановления предписывается вторично направлять на экспертный анализ модифицированную проектную документацию, получившую положительное экспертное заключение ранее, если поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства.

При этом, в п. 44 Постановления № 145 за заказчиком или застройщиком остается выбор о прохождении повторной экспертизы откорректированного проекта, если суть модификации позволяет повторную экспертизу не проходить. То есть, в этом случае заказчик или застройщик может по собственному желанию пройти экспертизу проектной документации еще раз.

Когда требуется повторная экспертиза проектной документации?

Экспертный анализ проектной документации изначально проводится для того, чтобы получить разрешение на строительство объекта и начать фактическую стройку с выполнением всех законодательных и бюрократических требований.

Но бывают ситуации, когда после прохождения экспертного исследования требуется экспертиза повторная.

Не знаете свои права?

  1. В первую очередь такая ситуация возникает в случае получения отрицательного заключения по проекту. Цель при таком варианте проведения повторного экспертного анализа проекта очевидна - получение положительной резолюции для оформления разрешения на строительство. Поэтому заказчики заинтересованы в скорейшем внесении всех необходимых правок в проектную документацию, непременных для одобрительного заключения экспертов.
  2. Необходимость повторной экспертизы из-за изменений проектной документации в виде:
    • выработки дополнительных разделов;
    • корректировки или существенных дополнений;
    • значительных изменений в проекте.

Таким образом, видно, что в любом случае необходимость в проведении еще одной экспертизы проектной документации возникает из-за внесения в нее изменений. Только в первом варианте эти изменения являются вынужденными, обусловленными предыдущими ошибками или неточностями, повлекшими негативное заключение экспертизы. Во втором же случае, поправки являются добровольными, обусловленными какими-то внешними обстоятельствами или корректировкой проекта, связанной с объективным применением теоретических данных в практическом строительстве конкретного объекта.

Перечень изменений, влияющих на безопасность объекта капстроительства

Итак, самый главный вопрос, который необходимо решить застройщику или заказчику, вносящему коррективы в проектную документацию, прошедшую положительную экспертизу: касаются ли вносимые правки технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта? То есть фактически сделать вывод о необходимости проведения еще одного экспертного анализа проектной документации.

Приказом Минрегиона России № 624 от 30.12.2009 был утвержден Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства. Документ достаточно подробен и оттого объемен. Виды работ поделены на 3 раздела:

  • по инженерным изысканиям;
  • по подготовке проектной документации;
  • по строительству, реконструкции и капремонту.

Кроме того, значительная часть видов работ в рамках своего раздела разбиты на подвиды. Так, к примеру, подготовительные работы по строительству, реконструкции и капремонту (п. 2 раздел 3 Перечня) включают в себя 4 подвида:

  • разборка/демонтаж зданий, стен, перекрытий, лестниц и т.д.;
  • строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений;
  • устройство рельсовых подкрановых путей и фундаментов стационарных кранов;
  • установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов.

Такое подробное перечисление позволяет избежать всяких сомнений в причастности внесенных в проект поправок к корректировке работ, влияющих на безопасность объекта капстроительства, а значит в необходимости проведения еще одной экспертизы проекта.

Порядок проведения повторной экспертизы

В соответствии с п. 44 Постановления № 145, повторная экспертиза может осуществляться неограниченное количество раз (2 и более). При этом, каждая последующая экспертиза проводится в том порядке, который предусмотрен законодательством для проведения первичной госэкспертизы. Между тем, оцениваться экспертами будет:

  • та часть проектных документов, в которую были внесены правки;
  • совместимость модифицированной части проекта с остальной проектной документацией, по которой ранее был проведен экспертный анализ.

Таким образом, для проведения повторной экспертизы заказчик должен предоставить пакет документов по списку, указанному в п. 13 Положения, утвержденного Постановлением № 145, в том числе:

  1. Заявление на экспертизу.
  2. Проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы ранее.
  3. Копию положительного заключения.
  4. Задание на внесение корректив в проектную документацию.
  5. Справку о внесенных в проект поправок.

Нужно иметь в виду, что проект может быть рассмотрен на повторной экспертизе целиком, если с момента первичной или прошлой повторной экспертизы в законодательство были внесены поправки, затрагивающие результаты госэкспертизы.

Внесение изменений при отрицательной экспертизе проектной документации

Если проектная документация получила по результатам работы экспертов отрицательное заключение, то в п. 10 ст. 49 Градостроительного кодекса предлагается 2 варианта решения:

  1. Обратиться в Минрегион или суд и попытаться оспорить результаты экспертного заключения.
  2. Пройти повторную экспертизу, после устранения всех указанных недочетов.

На практике, поскольку все-таки эксперты ошибаются редко, а судебное разбирательство - дело недешевое и долгое, проще и результативнее внести в проект поправки по замечаниям и пройти экспертизу еще раз. Причем Положение о проведении экспертизы, утвержденной Постановлением № 145, содержит норму, разрешающую не возвращать заявителю поданные на экспертизу документы в бумажном виде, если устранить замечания, ставшие причиной отрицательного заключения, возможно без возврата документации. В этом случае на устранение недостатков заявителю дается определенный срок, по окончании которого он должен предоставить в экспертную организацию ту часть проектной документации, которая подверглась изменениям и справку с описанием внесенных поправок.

Таким образом, исправленная проектная документация требует проведение повторной экспертизы, как в обязательном порядке, так и по желанию застройщика. При этом очень важно не упустить момент, правильно оценить внесенные в проектные документы изменения и провести повторную экспертизу, если того требует закон, иначе впоследствии возможны большие затруднения с документальным оформлением построенного объекта.

Основные изменения коснулись форм актов по приложениям РД 11-02-2006. Мелкие организации Заказчики не принципиально относятся к данным изменениям и продолжают принимать оформленную исполнительную документацию в старой редакции, что не допускают такие крупные Заказчики, как Администрация, РУСАЛ, представители органов государственного надзора и тд. В данном случае, объекты такого уровня требуют оформления по измененным формам.

В принципе, основной смысл оформления остался прежним, ведь работы выполняются на основании утвержденных нормативных актов, ГОСТов, СНиПов, и не допускают каких-либо изменений в самой технологии производства работ. Изменения коснулись форм следующих актов:

  1. Акт освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
  2. Акт разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
  3. Акт освидетельствования скрытых работ;
  4. Акт освидетельствования ответственных конструкций;
  5. Акт освидетельствования участков сетей инженерно-технологического обеспечения.

Все измененные формы можно скачать в сети Интернет, они являются приложением приказа. В данной статье мы постараемся вкратце обозначить основные моменты.

В первую очередь, во всех актах в шапке изменился состав участников. К примеру, в актах скрытых работ в шапке добавилась строка представителя лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (специалист по организации строительства). Данный представитель присутствовал в акте и имел право подписи при приемке, но вот в шапке не прописывался.

Также изменился состав необходимых реквизитов. С этого года в обязательном порядке прописываются не только реквизиты и место нахождения юридического лица или индивидуального лица, но также наименование и реквизиты саморегулируемой организации, членом которой является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. НО не забываем, что эти данные необходимы за исключением случаев, когда членство в СРО не требуется.

Следующим изменением является указание идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области строительства представителей Застройщика (технического заказчика, эксплуатирующей организации или регионального оператора), по вопросам строительного контроля, представителей лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, участвующих в освидетельствовании работ. Как мы знаем в организации, являющейся членом СРО, должно быть, как минимум два специалиста, состоящих в национальном реестре специалистов. В данном случае, указывается один представитель.

В 3 и 4 пунктах акта скрытых работ, где указываются использованные при выполнении работ материалы и документы, подтверждающие соответствие работ предъявляемым к ним требованиям, в случае если необходимо указать более 5 документов, указывается ссылка на их реестр, который является приложением к акту и идет как неотъемлемая его часть.

Также, в правила ведения исполнительной документации, добавлен пункт, где указывается, что по соглашению между Заказчиком и лицом осуществляющим строительство, исполнительная документация может быть передана Заказчику в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Некоторые организации используют и такой способ исполнения контракта.

Пожалуй, это самые важные изменения, касающиеся выхода данного приказа. В любом случае, ведение исполнительной документации, ее состав и рекомендуемые формы дело индивидуальное. У каждого Заказчика свои требования, и чтобы лишний раз не делать «лишнюю работу», нужно внимательно изучить пункты договора (контракта), в которых обязательно должны быть прописаны требования к документации при строительстве объекта.

Общие принципы оформления и комплектации
приемо-сдаточной документации

Приемо-сдаточная документация по объекту строительства состоит из двух групп:

1. Документация, относящаяся ко всему объекту в целом
Сюда входят документы:
- перечень организаций и ответственных лиц, участвующих в строительстве. Оформляется генеральным подрядчиком в процессе строительства, с указанием субподрядных организаций и выполненных ими работ, ответственных лиц за производство с контактной информацией;
- допускные документы участников строительства - разрешительная документация (копии приказов о распределении ответственности в вопросах организации работ, строительного, геодезического контроля, охраны труда, копии свидетельств о периодической аттестации руководителей и специалистов, копии удостоверений специалистов сварочного производства, копии свидетельств о допуске к работам СРО, копии лицензий и прочее). Документы комплектуется в отдельную папку, которая ведется с начала производства работ.
- Общий журнал работ. Ведется генеральным подрядчиком.

2. Приемо-сдаточная документация по объекту строительства, которая оформляется и комплектуется в соответствии с разделами рабочего проекта
2.1. Документация комплектуется в отдельные папки по разделам рабочего проекта (КЖ, КМ, АС, НВК, ОВ, ВК т.д.). Если объем документации большой, то по одному разделу документация может комплектоваться в несколько папок. В этом случае папкам присваивается нумерация (раздел АС папка №1, раздел АС папка №2).
2.2. Документация субподрядных организаций, выполнявших отдельные виды работ (устройство свайных оснований, монтаж ростверков, сантехнические работы, и т.п.), может комплектоваться в отдельные блоки со своим реестром и вкладываться в общую папку.
2.3. Исполнительные чертежи и исполнительная проектная документация с отметками «Как сделано» в зависимости от количества листов в комплекте, могут быть вложены в папку с соответствующей им исполнительной документацией или в отдельные папки со своим реестром.
2.4. Внесение изменений в рабочий проект (отметка "Как сделано"), который находится у исполнителя работ, осуществляет Исполнитель работ до передачи Документации на проверку.
2.5. Состав и очередность раскладки документов в папке или блоке должен быть примерно следующим:
- реестр документов, находящихся в данной папке;
- ведомость изменений проекта по данному сооружению;
- заверенные копии согласований изменений проекта;
- специальные журналы по видам работ;
- акты освидетельствования скрытых работ (исполнительные схемы к ним);
- акты испытаний;
- акты приемки, акты освидетельствования ответственных конструкций (исполнительные схемы к ним)
- паспорта на оборудование;
- сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество примененных материалов, конструкций и деталей (сопроводительная документация);
- комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ, согласованными с авторами проекта.
2.6. Акты на скрытые работы, акты промежуточной приемки ответственных конструкций, акты испытаний раскладываются внутри лапки в хронологической последовательности.
2.7. Для обеспечения прослеживаемости и контролепригодности приемосдаточной документации каждый документ, находящийся в папке, заносится в один общий реестр данной папки, документам присваивается сквозная нумерация.
2.8. Многостраничные документы, имеющие собственную нумерацию страниц (журналы работ, паспорта на оборудование) вносятся в реестр одной строкой. Номер по списку этим документам документам присваивается только первому листу (обложке) этого документа, с указанием в основном реестре количества листов.
2.9. Маркировка папок.
Маркировка и оформление папок осуществляется на лицевой стороне и на корешке папки. Маркировка должна содержать;
- наименование объекта строительства;
- сведения о Заказчике-Застройщике;
- наименование раздела проекта;
- порядковый номер папки по разделу;
- сокращенную информацию о документах (рабочие чертежи, исполнительная документация, сопроводительная документация).

Цитата Ищущий 02.04.2013 19:54:20

РД 11-02-2006 - это приказ Ростехнадзора. Очень сомнительно, чтобы он распространялся на противопожарные системы.
--Конец цитаты------ - тем не менее он очень точно объясняет суть исполнительной документации.
РД 11-02-2006 "Состав и порядок ведения исполнительной документации"
3. Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строитель-ства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проект-ной документации работ.
п. 5. Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство.

Ведь никто не спорит, что исполнительная документация =ВЕДЁТСЯ= на осуществлении монтажа.
Также никто не сомневается, что выпонить монтаж строго (строго) по проекту - не реально. Обязательно будут отступления. Например, в трассировке кабельных линий, в фактическом расположении извещателей и прочее...
Хотя слово =отступление= несколько опасное, оно влечёт за собой согласование с проектировщиком (если он не собственный).
Надо говорить "мягше" - некоторые незначительные неточности.
Курильщик.
Если вы вели исполнителную документацию фактически, и вели правильно, то после сдачи объекта зачем вам эта макулатура?
Вот и передайте её заказчику.
А исполнительная документация - это не только схемы, которые от вас требуют. Так что заказчика нужно будет ещё очень попросить забрать у вас всё. (см. СНиП 3.05.06-85, п. 1.7).
А ещё в
ВСН 123-90 "Инструкция по оформлению приемо-сдаточной документации по электромонтажным работам"

Как обычно грамотно сказано в
"Правила пожарной безопасности для г. Москвы"
3.1.14. На объекте у лица, ответственного за эксплуатацию установки, должна быть в наличии следующая техническая докумен-тация:
а) проектная документация и исполнительные чертежи на установку;

Хотя и здесь фраза - "проектная документация и исполнительные чертежи на установку" - очень уж не точная.

Кстати, не так давно назад разбирали вопрос о том, нужен ли на сданном в эксплуатацию объекте проект?
Не буду вас утруждать, но суть в том, что проект (точнее - рабочая документация) нужен только для монтжников, а хозяину объекта после сдачи в эксплуатацию нужна именно исполнительная документация.

Цитата kurilshik 02.04.2013 19:49:27

да вот так и сделаем, только получается мартышкин труд.
--Конец цитаты------ - это с точки зрения монтажной организации.
А вот если бы я был хозяином, или ещё хуже организацией, которая собирается после вас обслуживать установку, я бы с вас не слез с живого, я бы вам все мозги высосал...
Я бы вас бл..., заставил бы все жилы в кабельных линиях пронумеровать (промаркировать) ----:))
Если вы хоть раз принимали на обслуживание объект после шарашкинового" монтажа по "шаровому" проекту, то понимаете о чём я говорю. Там ни началов, ни концов не найти...