Пьер из войны и мира. История персонажа

Писатель объединил в нем лучшие человеческие качества, показал через призму событий мирового масштаба личные переживания персонажа, духовное становление личности.

Закончив «Войну и мир», Лев Николаевич говорил, что готов потратить на написание романа всю жизнь, лишь бы оно нашло отклик в сердцах соотечественников, чтобы к произведению обращались и через 20 лет, и через 30. Мечты автора эпопеи исполнились: спустя полтора века роман заставляет читателей во всем мира задуматься о смысле жизни.

Роман «Война и мир»

Лев Толстой подошел к созданию очередного нетленного труда с присущей педантичностью. «Война и мир» - это пять тысяч листов черновиков и семь лет напряженной работы. Автор в попытках найти истину о войне потратил месяцы на изучение документов, книг и журналов о событиях 1812 года, даже посетил поля боев в Бородино.


Сначала писатель собирался создать роман о ссыльном декабристе, где действие разворачивается в середине 19 столетия, затем передумал и вернулся на 25 лет вперед, потом отодвинул рамки к началу войны с и, наконец, остановился на 1805 году.

Великое художественное творение вошло в историю еще и как новый литературный формат. Лев Николаевич упорно искал необычный тип подачи, в итоге презентовал читающему миру жанр, которого еще не было – роман-эпопею, объединивший десятки судеб в свете значительных исторических событий.


Рядом с центральными персонажами прозаик поселил Пьера Безухова. Незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова через 10 лет, проведенных за границей, вернулся в родные пенаты. С молодым человеком читатель знакомится в салоне Анны Шерер – это первый выход Пьера в свет. Общество с брезгливостью и иронией смотрит на наивного бастада с его нелепой внешностью, манерами и прямолинейными высказываниями.

После смерти отца Пьер Безухов вступает в наследство и обретает статус завидного жениха, ударяется в кутежи и разгул. Вскоре прощается с холостяцкой жизнью, взяв в жены Елену Курагину, известную как Элен. Ошибка в выборе спутницы жизни очевидна – глупая, расчетливая дама к тому же не отличается целомудренностью, изменяя мужу направо и налево.


Потрясением для Пьера становится новость о любовной интрижке с приятелем Федором Дороховым. Защитить честь способна только дуэль, на которой неуклюжий и безобидный Безухов, вынужденный законами общества стреляться, чудесным образом ранил соперника. Жить с Элен Курагиной больше невыносимо, и молодой человек расходится с женой.

С самого начала Лев Николаевич представляет персонажа человеком мятущимся, который пытается ответить на вечные вопросы о смысле жизни, предназначении, любви и ненависти. Духовные искания набирают обороты после измены и дуэли, в итоге Пьер увлекается масонством. Но и здесь ждет разочарование: вместо высших мотивов Безухов раскрывает истинные цели движения – подняться в обществе, завладеть «мундирами и крестами», хорошо провести время в модных салонах.


Прийти в себя после пережитой личной драмы помогают события 1812 года, разрушившие идеалы героя. Пьер Безухов на войне видит героизм солдат и тоже следует их примеру, обнаруживая в душе смелость, мужество и способность жертвовать. Бородинское сражение наглядно показывает Пьеру, как простые люди без лишних размышлений о смысле бытия защищают родную землю.

Безухов принимает решение остаться в оккупированной столице, наивно полагая, что убьет Наполеона. Но попадает в плен, где случается судьбоносное знакомство с крестьянином Платоном Каратаевым.


Мудрость и высокая духовность солдата меняет отношение Пьера к жизни и обществу. Удивительно, но лишь в плену герой обретает спокойствие, принимает себя и недостатки других: понимает «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

Однако простой путь полного принятия бытия не для Пьера, он видит выход в нравственном обновлении общества и решает вступить в ряды тайной организации. На любовном фронте судьба преподносит Пьеру подарок – ответные чувства и счастливую семейную жизнь. Хотя прежде чем пара воссоединилась, прошли годы.


Впервые 13-летнюю девушку с открытой и доверчивой душой Пьер увидел в гостях у Ростовых. Очень долго Безухов относился к ней как к ребенку, с интересом наблюдая за развитием и становлением личности. Наташа, обрученная с близким другом Пьера , предала жениха, чуть не сбежав с охмурившим ее Курагиным, братом Элен. Предательство повергает Безухова в шок, к тому же чувствует некую причастность к падению героини, ведь был еще женат на Элен.


Но вскоре девушка очнулась от чар Курагина и погрузилась в омут сильнейших переживаний. Безухов поддержал Наташу – и через эти страдания рассмотрел чистую душу героини. Чувства зарождались постепенно, лишь после смерти Болконского, общаясь с Ростовой, понял, что полон любви к этому чистому, высокому существу. В конце романа Наташа Ростова принимает от Пьера Безухова предложение руки и сердца, а спустя годы супруги растят четверых детей.

Образ

Лев Толстой никак не мог определиться в имени одного из ключевых персонажей романа. Прежде чем стать Петром Кирилловичем Безуховым, у него трижды менялись «паспортные данные»: в набросках представал то князем Кушневым, то Петром Медынским, то Аркадием Безухим. А когда автор задумывал произведение про декабристов, герой носил имя Петр Лобазов. Причем, конкретного прототипа Пьер не имеет, как признавался писатель, персонаж во многом похож на него самого.


Во внешности героя отсутствует аристократичность. Читатели знакомятся с упитанным молодым человеком со стриженой головой и в очках – словом, ничего примечательно. Угрюмое, несколько глупое лицо, иногда с выражением провинившегося человека мгновенно меняет улыбка – тогда Пьер становится даже красивым. Нелепость образа, рассеянность вызывает у окружения насмешки. Однако наблюдательные люди замечают хоть и робкий, но умный взгляд.


Пьер Безухов - иллюстрация к книге "Война и мир"

Толстой заключил в персонаже все самые лучшие характеристики, сделав его эталоном на все времена. Блестящее образование, доброта, готовность броситься на помощь, благородство, простодушие и доверчивость – с первых страниц Безухов вызывает симпатию. Даже к противнику на дуэли не испытывает ненависти, наоборот, оправдывает Дорохова – кто знает, возможно, и Пьер мог бы оказаться на месте любовника жены.

Роман отражает эволюцию характера Пьера Безухова. Из наивного и ведомого превращается в самодостаточного человека. Персонажу удается-таки прийти к внутренней гармонии.

Экранизации

Перенести на экран роман великого российского писателя пытались еще в эпоху немого кино. Первую картину режиссера Петра Чардынина зритель увидел в 1913 году. К середине века киноверсию эпопеи успешно представили американцы – фильм получил три номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус».

Советские власти решили дать ответ иностранцам, поручив дело «государственной важности» режиссеру . На создание картины потратили шесть лет и 18 миллионов рублей. Как итог – главный приз Московского международного кинофестиваля и «Оскар».


«Война и мир» вдохновила представителей киноиндустрии на создание двух сериалов. Первый вышел на канале BBC в 1972 году, сценарий которого расписали на 20 серий. Постановка телеверсии 2007 года объединила несколько стран – Россию, Германию, Францию, Италию и Польшу. А спустя почти 10 лет за дело вновь взялась корпорация BBC, явив миру , включающий шесть эпизодов.

  • 1913 – «Война и мир» (реж. Петр Чардынин)
  • 1915 – «Наташа Ростова» (реж. Петр Чардынин)
  • 1956 – «Война и мир» (реж. Кинг Видор)
  • 1967 – «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук)
  • 1972 – «Война и мир» (реж. Джон Дэвис)
  • 2007 – «Война и мир» (реж. Роберт Дорнхельм)
  • 2016 – «Война и мир» (реж. Том Харпер)

Актеры

Великолепная картина Кинга Видора, снятая по роману Толстого, объединила блистательных актеров. Роль Пьера Безухова досталась Генри Фонде, хотя планировали снимать . Но мужчина наотрез отказался составить компанию на съемочной площадке в образе Наташи Ростовой. Позже актриса говорила, что вжиться в столь сложную роль удалось с трудом.


Сергей Бондарчук никак не мог определиться, кому отдать роль графини Ростовой. Мэтру кино привели балерину – девушку нежную и хрупкую, но блондинку, тогда как у толстовской героини волосы темные. Людмила не прошла пробы, но получила второй шанс. На экранах зрители видят актрису в парике. Бастарда Безухова исполнил сам режиссер, а друга Андрея Болконского сыграл обаятельный .


В сериале 1972 года мятущегося героя представил , да так убедительно, что актеру вручили премию BAFTA.

Авторы телесериала «Война и мир» 2007 года позволили себе отойти от сюжетной линии произведения российского классика, переиначив некоторые моменты. Так, Элен Курагина скончалась от страшной болезни (в книге – к смерти привели последствия аборта), а на дуэли Николай Ростов выступил секундантом Пьера (на самом деле был помощником противника). Да и Наташа Ростова в исполнении не похожа на описанный в романе образ.

(Андрей Болконский) и (Наташа Ростова). А эволюцию характера Пьера Безухова продемонстрировал .

Цитаты

«Мы все знаем, что такое зло для себя»
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!»
«Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости»
«Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё»
«Главное жить, главное любить, главное верить»
«Вы, такая порода людей, которые приходят к людям, когда им хорошо, чтобы испортить им настроение»

Пьер Безухов в наибольшей степени выражает идеологию самого Л.Н. Толстого. Нравственно-духовные искания героя нацелены на постижение вселенной. К тому же, Пьер – центральный герой для более глубокого понимания философского смысла произведения.

Впервые мы видим Пьера в салоне Анны Шерер. Герой не соответствует представлениям об утонченном аристократе, высокомерном и эгоистичном, бесчувственным и претворяющимся во всем. Пьер неуклюж, ведет разговоры, не подобающие молодому дворянину в обществе. Он восхищается Наполеоном, мечтает повторить его судьбу, достичь великих побед, но все это так и остается в мечтах.

Особенности характера героя

По натуре Пьер чрезмерно мягкий и сомневающийся человек, из-за этого он ведется на чужое мнение, подвергается влиянию привычек высшего света – ведет весьма разгульный образ жизни, при этом понимает, что она никчемна. Очень быстро Пьер осознает, что превратился в ничтожество, подвергшееся искусственному обаянию Элен. Он понимает ее сущность, но тем не менее вызывает Долохова на дуэль, совершив едва ли не роковую ошибку.

Духовные искания Пьера

Смысл жизни, ее истина – вот о чем постоянно думает Пьер. Эти мысли привели его к масонству, которое в то время казалось ему основным проводником истины на земле. Но фальшивость направления привели к скорому разочарованию героя.

Примерно в это же время Безухов переживает разочарование в Наполеоне, у него все сильнее назревает желание уничтожения кумира. Ради этого словно одержимый Пьер проходит всю горящую Москву.

Во время войны 1812 г. смыслом жизни для Безухова становится единение с простым народом. Во время Бородинского сражения обнажается истинный патриотизм, готовность умереть за родное отечество.

Возрождение Пьера

Тут начинается его внутреннее преобразование, он живет жизнью общественной, ощущает единство со всем миром, получает четкие ответы на все свои глубинные вопросы о том, что самое главное в мире. Переживая все большие жизненные трудности, герой с каждым днем ощущает все большее спокойствие и счастье. Философия Платона Каратаева помогла ему осознать, что «человек создан для счастья».

Счастье семейное

Но у Пьера не получается до конца следовать наставлениям Каратаева, он создает семью с Наташей Ростовой. В отличие от Элен – первой жены Безухова, Наташа глубоко духовна, умеет любить, проявляет понимание, тонко чувствует мир. Она переняла интересы супруга, стала жить только им. Семья Безуховых – идеальная модель мира, без которой невозможно земное счастье, да и в принципе, существование человеческого общества.

Жизнь Пьера не останавливается на семейности. Он пытается стать участником тайного общества, жизнь его не стоит на месте, он постоянно двигается. В финале романа вновь возникает противоречие – жизнь разумная и сердечная.

Наташа очень близка естественности, она не чужда народному единству. По мнению Пьера, если бы Платон Каратаев знал о их женитьбе, то непременно одобрил бы их союз.

Я думаю, через образ Пьера Безухова Л.Н. Толстой стремился изобразить, насколько сложно приходит осознание смысла человеческой жизни, какое счастье пронизывает простая человеческая семейная жизнь.

Одним из ярчайших шедевров в русской прозе является роман-эпопея «Война и мир». Четырехтомное произведение, которое отличается разноплановостью сюжетных линий, разветвленной системой персонажей, количество которых достигает пяти сотен героев, является прежде всего не только отражением картин исторической действительности, а романом идей. К окончательному варианту произведения Толстой шел путем идейных и сюжетных исканий, что напоминает и образ Пьера Безухова «Война и мир» Толстого.

Идейные искания автора и героя

Изначально Лев Николаевич не планировал писать историю данного персонажа, создав его в образе декабриста, борющегося за гражданскую равность и свободу. Однако постепенно по ходу осмысления исторических событий и написания романа идейная направленность Толстого меняется. В финале произведения мы четко видим, что истинную сущность предназначения деятельного героя заключается не в борьбе, а в обретении духовной гармонии и личного счастья через сближение с народом. Свои идейные поиски Толстой отразил через образ главного героя – Пьера Безухова.

Развитие образа Пьера Безухова

В начале произведения герой противопоставляется современному ему высшему обществу, в котором господствует неискренность, лесть, поверхностность. Молодой же Безухов с первых страниц романа предстает открытым и честным человеком, который во что бы то ни стало пытается найти истину и свое призвание в жизни – такова характеристика Пьера в романе толстого «Война и мир».

Внезапно оказавшись богатым, Пьер становится жертвой собственного материального положения и попадает в путы несчастливого брака. Женитьба на Элен Курагиной заставила разочароваться Пьера в духовности и чистоте института брака и семьи. Пьер все же не опускает рук. Он старается найти свое место в жизни, чтобы делать добро, помогать людям, чувствовать свою необходимость обществу. Он верит, что обязательно найдет свое правое дело: «Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда». Эти стремления стали причиной вхождения героя в ряды масонского движения. Проникнувшись идеями равенства и братства, взаимопомощи и самопожертвования, Пьер с высокой идейной страстью разделяет взгляды масонства. Однако и этот период его жизни принес разочарование. Герой снова оказывается на распутье.

Чтобы он ни делал или ни помышлял, было вызвано желанием осуществлять деятельность, полезную для общества, для России. Шансом наконец поступить правильно и послужить своему народу стала для него война 1812 года. Главный герой романа «Война и мир» Пьер Безухов с прежней страстью и рвением загорается идеей разделить участь своего народа и внести свою посильную помощь для общей победы. С этой целью он организовывает полк и полностью финансирует его обеспечение.

Не будучи военным, Пьер не может непосредственно участвовать в военных действиях, но и роль пассивного наблюдателя такому деятельному герою также не мила. Он решает, что именно ему необходимо осуществить важнейшую миссию, которая позволит избавить Россию от французских захватчиков. Отчаянный Пьер задумывает покушение на самого Наполеона, которого некогда считал своим кумиром. Идя на поводу у своих пылких идей, Безухов не задумывается о возможных последствиях. В конечном итоге его план провалился, а сам герой попал в плен.

Осознание сущности истинного человеческого счастья

Наступает очередная пора разочарований. На этот раз герой всецело разочаровывается в вере в людей, в доброту, в возможность взаимопомощи и дружбу. Однако встреча и беседа с Платоном Каратаевым полностью изменяет его мировоззрение. Именно этот простой солдат оказал максимальное влияние на перемену взглядов героя. Простота и некая примитивность речи Каратаева сумела раскрыть всю духовную мудрость и ценность человеческой жизни больше, чем замысловатые масонские трактаты.

Таким образом, пребывание Пьера в плену стало решающим в формировании его гражданского и личностного сознания. Наконец, Пьер осознает, что сущность счастья на самом деле была так проста и всегда находилась на поверхности, он же искал ее смысл в философских глубинах, личных страданиях, стремлениях к активным действиям. Герой осознал, что истинное счастье – это иметь возможность духовной и физической свободы, жить простой жизнью в единстве со своим народом. «Есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». Осознание таких простых человеческих ценностей привело, наконец, главного героя к душевному равновесию, внутренней гармонии и личному счастью.

Осуществление идеи романа героем

В конце своих идейных исканий автор награждает Пьера жизнью в атмосфере настоящей семейной идиллии. Герой наслаждается спокойствием и счастьем, окруженный заботой любимой супруги и счастливыми голосами четырех детей. Образ Пьера Безухова является олицетворением героя, через духовые и идейные искания которого и путь их осознания раскрывается главный замысел произведения.

Как видим, подобно Пьеру Безухову автор и сам отрекается от своих первоначальных убеждений. Так, в основе романа «Война и мир» главной идеей стало не служение гражданскому долгу или участие в общественных движениях. Главная мысль произведения и моего сочинения на тему: Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир», – в изображении идеала человеческого счастья в семейном кругу, в жизни на родной земле, в отсутствии войны, в единстве со своим народом.

Тест по произведению

Человек с детским добрым лицом и улыбкой, тот, чей образ запоминается надолго. Кому из героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» присущи такие черты? Конечно же, Пьеру Безухову, положительному герою, незаурядному человеку, прожившему на протяжении произведения интересную, трудную, но насыщенную событиями жизнь.

Первая встреча с Пьером Безуховым

В первый раз читатель «Войны и мира» встречается с Пьером Безуховым у Анны Павловны Шерер. Сразу бросается в глаза, что он вовсе не такой, как окружающие, и, не вписываясь в пронизанное фальшью светское общество, является как бы белой вороной. Не удивительно, ведь Пьер искренний, прямолинейный, не приемлет ложь и старается избегать её.

«…Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве…» – так описывается встреча этого героя с Анной Павловной, которая, увидев столь нежеланного гостя, расстроилась до такой степени, что на лице появились беспокойство и страх.

Казалось бы, почему? Оказывается, хозяйку дома напугал наблюдательный, естественный взгляд Пьера, так отличавший его от всех присутствующих в этой гостиной.

Примечателен тот факт, что с Безуховым мы встречаемся именно на первых страницах большого четырехтомного романа, что может говорить о важности этого героя для Льва Николаевича, который приготовил ему нелегкую, но замечательную судьбу.

Прошлое Пьера

Из романа наблюдательный читатель может узнать, что Пьер Безухов, почти не знавший своего отца, с десяти лет воспитывался за границей и приехал в Россию уже юношей, в двадцатилетнем возрасте.

Опрометчивый шаг

Наивность и неопытность Пьера Безухова завела его в тупик. Однажды перед молодым человеком встал вопрос: на ком жениться, и так как Пьер после смерти своего отца, Кирилла Безухова, стал графом и богатым наследником, этим не преминула воспользоваться Элен Курагина, для которой любовь к деньгам стояла превыше всего.


Даже внутренний голос, когда «какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге» не смог убедить молодого графа изменить решение. К сожалению, только после свадьбы Безухов осознал, что, связав себя узами брака с такой коварной и корыстной девушкой, как Елена, совершил безрассудный и опрометчивый поступок, повлиявший на его дальнейшую судьбу. Этот тяжелый период жизни описан автором в темных красках.


«…Он молчал… и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно». Шесть лет длилось это продиктованное отнюдь не любовью супружество, когда Элен не только проявляла свой скверный характер, но и изменяла Пьеру с Долоховым, что побудило героя сразиться с обидчиком в дуэли. Результатом поединка стало ранение соперника. Однако, и здесь добрые чувства Пьера взяли верх: увидев, что Долохов ранен, он «едва удерживая рыдания, побежал к нему».

Таким образом, осознав, что его жена – развратная женщина, и жить с ней теперь невыносимо, Пьер разорвал отношения с Элен и уехал в Петербург. К сожалению, в тот период герой романа потерял веру в Бога. Но тогда разочаровавшийся в жизни Пьер даже не мог предположить, что за горами сложных и порою невыносимых обстоятельств, в будущем, его ожидает настоящее семейное счастье!

Новые планы Пьера Безухова

Помогая им, он вновь обретает уверенность, несмотря на «босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы…» Даже взгляд Пьера меняется, ведь он знает, ради чего живет.

Перемены в судьбе

Пьер снова сходится с женой, но на короткое время. Затем их отношения разрываются окончательно, а Безухов отправляется в Москву, после чего уходит на войну, в русскую армию. Элен, поменяв православную веру на католическую, желает развестись с мужем, но внезапная преждевременная кончина не дает осуществиться её планам.

Пьер на войне

Война стала для неискушенного Пьера Безухова суровым испытанием. Несмотря на то, что он оказывал финансовую поддержку созданному им полку, а также задумал покушение на Наполеона, коварные и бесчеловечные действия которого вызвали у Безухова отвращение, на этом поприще он не смог проявить себя как храбрый и отважный защитник Родины.

Не имея навыков стрельбы, не зная по-настоящему военного дела, Пьер попал в плен к врагу, и это не удивительно.

Находясь в страшных условиях, герой романа проходил суровую школу жизни.


Но и здесь появился шанс взглянуть на неё по-новому, сделать переоценку ценностей, а способствовал этому такой же пленный, как и он, по фамилии Картаев, который, однако, в отличие от графа Пьера, был простым крестьянином, и его действия резко отличались от тех, к которым Безухов привык на протяжении жизни. Общаясь с этим человеком не его круга, Пьер понимает, что во многом был неправ, и смысл надо искать отнюдь не в высшем обществе, но в общении с природой и простым народом.

Приближаясь к счастью …

Хотя Пьер Безухов испытал многое в своей жизни, в том числе горькие последствия неудачного брака, в душе он очень хотел любить и быть любимым. И тайные чувства к одной девушке жили в его душе. Любой, кто знаком с романом «Война и мир» знает, о ком идет речь. Конечно же, о Наташе Ростовой, с которой Пьер познакомился еще тогда, когда она была тринадцатилетней девочкой.

Родственные души – вот как можно было бы одной фразой охарактеризовать этих героев романа, которые, пройдя трудный путь, пережив испытания и потери, все же создали крепкую семью. Вернувшийся из плена Пьер женился на Наташе, той, которая стала ему верным другом, советчиком, поддержкой, с кем можно было делить и радость, и горе. Контраст с прошлой жизнью был очевиден, но Пьеру нужно было пройти путь испытаний с Элен, чтобы оценить настоящее счастье с Натальей Ростовой и быть благодарным за это Творцу.

Прочные семейные узы

Жизнь Пьера засверкала новыми красками, засияла радостью, обрела стабильность и прочный мир. Женившись на Наталье Ростовой, он осознал, как замечательно иметь такую жертвенную, добрую супругу. У них родилось четверо детей – три дочери и один сын, – для которых Наташа стала хорошей матерью. На такой позитивной ноте заканчивается роман. «Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекли его к ней, а держалась чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с ее телом» – вот какое точное определение дано Наталье, которая готова была принимать участие в каждой минуте супруга, всю себя без остатка отдавая ему. И это замечательно, что Пьер, хлебнувший так много горя в прошлой жизни, наконец, обрел настоящее семейное счастье.

Пьера Безухова считают главным героем романа «Война и мир». Своей неудовлетворенностью окружающей действительностью, разочарованием в свете, поисками смысла жизни он напоминает нам традиционного для русской литературы «героя своего времени». Однако роман Толстого уже выходит за рамки литературной традиции. Герой Толстого преодолевает «трагедию лишнего человека», обретает смысл жизни и личное счастье.

Мы знакомимся с Пьером уже с первых страниц романа и сразу же отмечаем непохожесть его на окружающих. Внешность графа Безухова, его поведение, манеры — все это «не вписывается» в авторское изображение светской «публики». Пьер — большой, толстый, неловкий молодой человек, в котором есть что-то от ребенка. Эта детскость заметна уже в самом портрете героя. Так улыбка Пьера отличалась от улыбок других людей, «сливающихся с неулыбкой». «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».

Пьер неловок и рассеян, он не обладает светскими манерами, «не умеет войти в салон» и еще менее умеет «из него выйти». Открытость, эмоциональность, робость и естественность отличают его от безразлично-самоуверенных салонных аристократов. «Ты один живой человек среди всего нашего света», — говорит ему князь Андрей.

Пьер застенчив, по-детски доверчив и бесхитростен, подвержен чужим влияниям. Отсюда его кутежи, «гусарство» в компании Долохова и Анатоля Курагина, женитьба на Элен. Как замечает Н. К. Гудзий, по отсутствию внутренней собранности и сильной воли, по беспорядочности своих увлечений характер Пьера в известной степени противопоставлен характеру Андрея Болконского. Пьеру не свойствен рационализм и постоянный самоанализ, в натуре его присутствует чувственность.

Однако образ жизни Пьера здесь обусловлен не только его личностными качествами. Буйные кутежи в компании «золотой молодежи» — это и неосознанный протест его «против низменной скуки окружавшей действительности, трата сил, которые не к чему... приложить»;

Следующий этап нравственных исканий Пьера — это увлечение масонством. В этом учении героя привлекает определенная свобода, масонство в глазах его — «учение христианства, освободившегося от государственных и религиозных оков», братство людей, способных поддерживать друг друга «на пути добродетели». Пьеру кажется, что это возможность «достижения совершенства», исправления человеческих и общественных пороков. Идеи «братства вольных каменщиков» кажутся герою снизошедшим на него откровением.

Однако Толстой подчеркивает ошибочность взглядов Пьера. Ни одно из положений масонского учения не реализуется в жизни героя. Пытаясь исправить несовершенство общественных отношений, Безухов пробует изменить положение своих крестьян. Он строит в своих деревнях больницы, школы, приюты, пытается облегчить положение крепостных. И ему кажется, что он достигает ощутимых результатов: благодарные крестьяне торжественно встречают его хлебом-солью. Однако все это «народное благоденствие» иллюзорно — это не что иное, как спектакль, устроенный главноуправляющим по случаю приезда барина. Главноуправляющий Пьера считает все затеи барина чудачеством, нелепой блажью. И поступает по-своему, сохраняя в имениях Безухова прежние порядки.

Столь же бесплодной оказывается и идея личностного самосовершенствования. Несмотря на то, что Пьер искренне стремится к искоренению личных пороков, жизнь его идет по-прежнему, «с теми же увлечениями и распущенностью», он не может удержаться от «увеселений холостых обществ», хотя и считает их «безнравственными и унизительными».

Несостоятельность масонского учения обнажается Толстым и в изображении поведения «братьев», посещающих ложу. Пьер отмечает, что большинство членов ложи в жизни являются «слабыми и ничтожными людьми», многие становятся масонами «из-за возможности сближения с богатыми, знатными, влиятельными особами», других интересует лишь внешняя, обрядовая сторона учения.

Возвратившись из-за границы, Пьер предлагает «братьям» свою программу общественно-полезной деятельности. Однако масоны не принимают предложений Пьера. И он окончательно разочаровывается в «братстве вольных каменщиков».

Порвав с масонами, герой переживает глубокий внутренний кризис, душевную катастрофу. Он разуверяется в самой возможности общественно-полезной деятельности. Внешне Пьер возвращается к прежним занятиям: бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, кутежи — ничто не получает отказа. Его уже не посещают, как прежде, минуты отчаяния, хандры, отвращения к жизни, но «та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками», теперь «вогнана внутрь» и ни на мгновение не покидает его. Начинается тот период жизни Безухова, когда он постепенно начинает превращаться в обычного «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».

Здесь в романе возникает мотив разочарованного героя, «лишнего человека», мотив Обломова. Однако у Толстого мотив этот обретает совершенно иное звучание, нежели у Пушкина или Гончарова. Человек у Толстого живет в великую, небывалую для России эпоху, которая «преображает разочарованных героев», выявляя в их душах все лучшее и подлинное, пробуждая к жизни богатый внутренний потенциал. Героическая эпоха «великодушна, щедра, широка», она «приобщает, очищает, поднимает всех, кто... способен откликнуться на ее величие...».

И действительно, 1812 год многое меняет в жизни героя. Это период восстановления душевной целостности, приобщения Пьера к «общему», утверждения в душе его «чувства целесообразности бытия». Большую роль здесь сыграло посещение Пьером батареи Раевского во время Бородинской битвы и пребывание его во французском плену.

Находясь на Бородинском поле, среди бесконечного грохота пушек, дыма снарядов, визга пуль, герой испытывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему сильными и мужественными, в них нет страха, боязни за свою жизнь. Сам патриотизм этих людей, казалось бы, неосознанный, идет из самой сути натуры, поведение их просто и естественно. И Пьеру хочется стать «просто солдатом», освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного. Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светскоусловного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Возвратившись в Москву, Пьер проникается идеей убить Наполеона. Однако намерению его не дано осуществиться — вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает простой, человеческий подвиг, спасая на пожаре ребенка и защищая красавицу-армянку от французских солдат. В самом этом противопоставлении замыслов и реальности угадывается излюбленная мысль Толстого о «внешних формах» подлинного героизма.

Характерно, что именно за этот подвиг Безухов и попадает в плен к французам, хотя официально его обвиняют в поджоге. Изображая события в данном аспекте, Толстой выражает свое отношение к ним. «Наполеоновская армия совершает бесчеловечное дело несправедливой войны; поэтому она лишает человека свободы только за то, что человек совершает человеческое дело», — пишет В. Ермилов.

И для Пьера наступают тяжелые дни плена, когда он вынужден терпеть насмешки окружающих, допросы французских офицеров, жестокость военного суда. Он чувствует себя «ничтожной щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему машины». Этот заведенный французами порядок убивает, уничтожает, лишает его жизни, «со всеми его воспоминаниями, стремлениями, надеждами, мыслями».

Встреча с Платоном Каратаевым помогает Пьеру выжить, обрести новый взгляд на мир и на самого себя. Главное для Каратаева — благообразие, принятие жизни такой, как она есть. На всякий жизненный случай у него имеется поговорка, в движениях его Пьеру чудится что-то «успокоительное и круглое». С. Г. Бочаров замечает, что в идее круга есть определенная двойственность: с одной стороны, это «эстетическая фигура, с которой связано искони представление о достигнутом совершенстве», с другой стороны — идея «круга противоречит фаустовскому бесконечному стремлению вдаль, исканиям цели, противоречит пути как той линии, по которой движутся герои Толстого».

Однако Пьер приходит к нравственному удовлетворению именно через «каратаевскую закругленность». «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования» — но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, через то, что он понял в Каратаеве, чтобы прийти к согласию с самим собой. Научившись ценить простые обыденные вещи: хорошую пищу, чистоту, свежий воздух, свободу, красоту природы — Пьер испытывает доселе неизведанное чувство радости и крепости жизни, чувство готовности на все, нравственной собранности, внутренней свободы.

Чувства эти порождены в герое принятием «каратаевской философии». Думается, это было необходимо Пьеру в данный период, в нем говорил инстинкт самосохранения, причем не столько физического, сколько инстинкт самосохранения духовного. Жизнь порой сама подсказывает «выход», а благодарное подсознание принимает его, помогая человеку выжить в невозможной для него ситуации.

Французский плен и стал для Пьера такой «невозможной ситуацией». В душе его как будто выдернули «пружину, на которой все держалось». «В нем... уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога... Прежде, когда на Пьера находили такого рода сомнения, — сомнения эти имели источником собственную вину. И в самой глубине души Пьер тогда чувствовал, что от того отчаяния и тех сомнений было спасение в самом себе. Но теперь он чувствовал, что не его вина была причиной того, что мир завалился в его глазах... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Эти чувства для Безухова равносильны самоубийству. Именно поэтому он проникается философией Платона Каратаева.

Однако потом герой отходит от нее. И причина этого — в определенной двойственности, даже противоречивости этой философии. Единение с окружающими, ощущение себя частицей бытия, мира, чувство соборности — положительные черты «каратаевщины». Оборотная же сторона ее — это некая отстраненность, безразличие к человеку и миру. Платон Каратаев ко всем окружающим относится одинаково ровно и ласково, не имея при этом никаких привязанностей, любви, дружбы. «Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему, ...ни на минуту не огорчился бы разлукой С ним».

Как замечает С. Г. Бочаров, внутренняя свобода Пьера — это свобода не только от обстоятельств, но и от нормальных человеческих чувств, свобода от мыслей, привычного самоанализа, от поисков цели и смысла жизни. Однако такого рода свобода противоположна самой натуре Пьера, душевному складу его. Поэтому герой расстается с этим чувством уже тогда, когда оживает его прежняя любовь к Наташе.

В конце романа Пьер обретает личное счастье в браке с Наташей Ростовой. Однако будучи счастлив в семье, он по-прежнему деятелен и активен. Мы видим его «одним из главных основателей» декабристских обществ. И путь исканий начинается снова: «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру».

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого, он близок писателю своей искренностью, беспокойной, ищущей душой, критическим отношением к обыденности, стремлением к нравственному идеалу. Путь его — это вечное постижение истины и утверждение ее в мире.