План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Составление рассказа из личного опыта " Дом, в котором я живу". Составление рассказа в старшей группе Дидактическая игра «Подбе

Цели:

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

Развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развивать общую моторику.

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии,

Навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент .

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом) .

Вводная часть .

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

Остался, какой дом? (панельный) . Из каких частей он состоит?

Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов .

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы .

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов .

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей .

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)


Цель: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.

1. Способствовать формированию умения детей логично, последовательно составлять и рассказывать повествовательный рассказ по сюжетной картине «Настоящий друг», опираясь на образец и вопросы воспитателя.

2. Способствовать развитию воображения, словесно-логическое мышление; формировать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать выразительность речи.

3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать своих товарищей, не перебивать; воспитывать желание и стремление помогать в трудной ситуации другим людям.

Словарная работа: закрепить в словаре детей правильное употребление слов «багажник», «рама»; продолжать формировать умение подбирать синонимы к заданному слову, делать сравнения; ввести в активный словарь слова: отзывчивый, надёжный, щедрый.

Методы и приемы: Словесные: вопросы, уточнения, беседа, чтение стихов.

Игровые методы: физминутка - «Встаньте дети», Д.И. «Найди друга».

Оборудование: сюжетная картина «Настоящий друг» (из кн. Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»); конверт с письмом; картинка велосипед, половинки разноцветных кругов по количеству детей.

Предварительная работа: чтение М. Пляцковского «Урок дружбы», В. Голявкина «Друзья», рассматривание сюжетных картин, сочинение рассказов о друзьях. Беседы на тему «Какие бывают велосипеды?», «Можно ли на улице разговаривать с незнакомым человеком?» Чтение пословиц о дружбе.

Ход занятия:

Воспитатель: здравствуйте дети, сегодня мы с вами на занятии будем говорить о дружбе и я приглашаю вас в страну, которая называется "Дружба".

Ребята, я хочу предложить вам поиграть в игру «Найди друга», для этого вам нужно найти половинки разноцветных кружков на полу, каждый из вас с помощью своей половинки найдет другую половинку, т.е. своего друга.

Проводится игра «Найди друга»

Дети ищут своего друга с помощью половинки круга.

Воспитатель - молодцы ребята, вы быстро справились с заданием, все нашли своих друзей, а теперь рассаживайтесь на стульчики.

Ребята, ответьте на мой вопрос: "Вы умеете дружить? У вас есть друзья в группе? Кто хочет рассказать о своем друге или подруге.

(Рассказы детей.)

Воспитатель - Какие вы умнички, я вижу, что вы действительно умеете дружить и с добротой и уважением рассказываете о своих друзьях.

(Дети читают стихи о дружбе.)

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей,

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Без друзей нам не прожить.

Если плачет кто - то рядом,

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему,

И спросите «почему?»

Это, дети, сделать надо,

Плохо плакать одному!

Воспитатель - Спасибо, ребята, вам за такие добрые стихи.

Ребята, сегодня утром я получила письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попал под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно?

Сейчас я его прочитаю.

Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оля, у нас во дворе есть один замечательный мальчик. Я хочу вам о нем рассказать. Его зовут Паша. Паша – настоящий друг, очень добрый, отзывчивый человек. Он всегда приходит ребятам и взрослым на помощь в трудную минуту, когда им плохо и тяжело. И мне Паша помог, когда мне было плохо. Вот что однажды произошло…»

Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Оля вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что случилось с Олей и составить об этом рассказ.

Подходите к картине для того чтобы внимательней ее рассмотреть.

Воспитатель задает вопросы по картине:

1. Посмотрите на картину, как вы думаете, когда это было?

Дети. - Это было летом, потому, что дети одеты по летнему.

2. Где находятся ребята?

Дети. - Ребята находятся во дворе.

3. Почему мальчик остановился и сошел с велосипеда?

Дети. - Он увидел, что девочка плачет, из ноги у нее течет кровь.

4.Что случилось с девочкой? Как Оля могла поранить ногу?

Дети. - Она наверное бежала и споткнулась, упала на асфальт.

5. У нее серьезная рана? Почему вы так думаете?

Дети. - Оля заплакала от боли, у нее из ранки потекла кровь.

6. Что надо сделать с раной, если травма получена на улице?

Дети. - Главное, чтобы в рану не попала грязь. Для этого подойдет чистый носовой платок, им можно вытереть кровь. А дома или в больнице рану надо обработать йодом, зеленкой.

7. Что может случится, если вовремя не обработать рану?

Дети. - Через рану в кровь могут попасть вредные микробы. Это опасно и для раны, и для всего человека.

8. Легко ли девочке с ранкой на ноге идти пешком? Что предложил Паша Оле?

Дети. - Паша предложил Оле свою помощь: отвести ее домой).

9. На какую часть велосипеда мальчик может посадить девочку?

Дети. - на багажник, на раму.

10. Как поступил Паша?

Дети. - Хорошо, правильно, замечательно.

11. Как можно назвать такого мальчика?

Дети. - Паша - настоящий друг.

Воспитатель: - Правильно ребята, Паша - настоящий друг, он не проехал мимо плачущей девочки, а предложил ей свою помощь, отвезти Олю домой.

Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

Дети. - Того, кто приходит другому человеку на помощь

Не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне.

Воспитатель: - Правильно, настоящий друг познается в беде и всегда готов прийти на помощь.

Ребята, а настоящий друг, каким должен быть?

Дети. - Добрым, верным, терпеливым, честным, надежным, отзывчивым.

Воспитатель: - Ребята, давайте с вами немного отдохнем, встаем в круг.

Физминутка

Встаньте дети, встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг. (руки вытянуть в перед)

Влево вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь. (повороты влево, вправо)

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди прижали. (руки поднять вверх)

С этим лучиком в груди (руки прижать к груди)

Ты на мир ясней гляди.

А теперь рассаживайтесь на свои места, но не забывайте быть вежливыми в отношении друг друга, мальчики пропускают девочек.

Воспитатель: - Послушайте рассказ, который я составила по этой картине, а потом вы расскажите об этих ребятах, что с ними произошло.

Образец рассказа:

Стоял теплый летний солнечный день. Оля со своими подругами вышла во двор погулять. Летом во дворе собиралось много детей. Малыши играли в песочнице, а ребята постарше катались на велосипедах. Оля с девочками решили поиграть в игру «Кошки-мышки». «Кошкой» была Лена, а «мышкой» - Оля. Оля, убегая от «кошки» - Лены, споткнулась о камень и упала. Девочка горько заплакала, ей было очень больно, на ее ноге показалась кровь. В это время к девочкам подъехал на велосипеде Паша, он увидел то, что случилось, и не мог остаться в стороне. Паша предложил девочке свою помощь, достал из кармана носовой платок, вытер на ноге у девочки кровь и помог Оле забраться на багажник велосипеда. Мальчик отвез девочку домой. Так поступают настоящие друзья!

Воспитатель: - Ребята, когда вы начнете составлять свои рассказы, то не забывайте дать название рассказу;

Расскажите о том, когда это произошло? Где? Как девочка могла поранить ногу?

Дети, нарисованные на картине, знакомы или видят впервые друг друга?

Где живут мальчик и девочка: в одном дворе, на соседних улицах или в разных концах города?

От чего девочка заплакала: от боли, от страха или от обиды?

Что сказал мальчик, увидев плачущую девочку?

Что ответила ему девочка?

Куда мальчик предложил довести девочку? почему?

Стоит ли ей соглашаться? Почему?

Будет ли девочка дружить с мальчиком после такого поступка? Почему?

(Дети составляют свои рассказы по опорным словам (девочка – споткнуться - упасть; девочка - поранить - нога; ранка - течь - кровь; мальчик - подъехать - велосипед; мальчик – предложить – подвезти - девочка; девочка – сесть - багажник; девочка - благодарить - мальчик; мама - мазать – ранка - зеленка.)

(Рассказы детей.)

Воспитатель должен спросить первым более сильного ребенка.

Выслушать 3-4 детей.

Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, вы сегодня составили хорошие рассказы и все они о настоящих друзьях. Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вместе их вспомним и назовем.

Настоящий друг познается в беде.

Один за всех и все за одного.

Нет друга - так ищи, а нашел - береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друзья - не разлей вода.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, я вижу, что вы действительно умеете дружить, как замечательно, что есть такая страна «Дружба». Вот и закончилось наше путешествие по стране под названием «Дружба».

Мы с вами много говорили о дружбе, а я вам хочу показать небольшое кино про вас - дружных детей.

(Показ презентации «Дружные дети».)

Воспитатель: - Про кого мы сегодня рассказывали?

Дети: - Мы рассказывали про двух ребят Олю и Пашу

Воспитатель: - Как поступают настоящие друзья?

Дети: - Настоящий друг всегда придет на помощь.

Друга не оставит в беде.

Воспитатель: - Молодцы, всем спасибо за работу.

Виды и приемы рассказывания в детском саду

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды :

Рассказывание по картине.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения - учить детей описывать изображенное на картине. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

В среднем возрасте на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это - подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.

В подготовительной к школе группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.

Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы.

Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.

В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности.

Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает.
Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Приемы рассказывания

Совместное рассказывание . Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения и предназначен для подражания и заимствования детьми. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой связи. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным.

Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками. Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка; функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; « Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Составлено основываясь на материале:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада.- М.:Мозаика – Синтез, 1999г.

2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.: Просвещение, 1983г.

3.Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года.СПб.: Детство – Пресс, 2001г.

4.Ткаченко С.Н. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда.- М.: Владос, 2006г.

5.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТВ. Центр, 2001г.

6.Любина Т. Как учить стихи… играючи / Дошкольное воспитание. № 1 – 2001г.

7.Петрова Т.И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.Кн.1. Младшая и средняя группы.- М. : Школьная Пресса,2004г.

Степаненко Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 2 "Сказка"
Населённый пункт: Алтайский край Кулундинский район с. Кулунда
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА "ЗИМА".
Дата публикации: 22.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА».
Цель: - учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя различные типы предложений; подбирать нужные определения к заданным существительным. Задачи: - учить составлять предложение о зиме, развивать внимание и память у детей при помощи игры « живые слова »; - упражнять детей отвечать на вопросы, при помощи игры «Живые слова», при этом громко произносить: одно слово, все слова по порядку, оставшиеся слова по порядку, называть слова вразбивку; - упражнять детей в отгадывании загадок; - отрабатывать произношение звуков [З], [С]; - закрепить знания о зиме, снеге, состоянии деревьев зимой, о жизни птиц зимой, о видах зимних игр; - ознакомить ребят с игрой «живые слова»; Интеграция образовательных отраслей: Чтение художественной литературы, Физическая культура, Познание (окружающий мир), Экологическое образование. Предварительная работа: ознакомление с предложением, звуками [З], [С], беседа о зиме, о жизни птиц зимой, рассказ о видах зимних игр, прогулка на природе, рассматривание снега, деревьев зимой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку: Наступили холода, Перестал медведь реветь, Обернулась в лёд вода. В спячку впал в бору медведь. Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает: Обернулся зайкой белым Когда это бывает?
Конечно, такое бывает только зимой. А сейчас какое время года наступило? Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о зиме. К нам в гости пришёл зимний гость (снеговик), он хочет узнать, насколько хорошо вы знаете зиму. Посмотрит, как вы отгадываете загадки, послушает, в какие игры вы играете зимой. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времён года? (Зимой холодно, мороз, идёт снег). Как вы думаете, какого цвета больше всего зимой? Почему? Вот и поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своём стихотворении. Давайте послушаем и убедимся, правы ли мы, когда говорим, что зимушка – зима белая? Воспитатель читает: Белой краской выкрасила Всё подряд зима: Лес и поле белые, Белые луга, У осин заснеженных Ветки как рога. -Что вы узнали из этого стихотворения о зиме? Какая погода бывает зимой? (холодная, снежная, морозная, вьюжная). Назовите первый месяц зимы. -Какой снег зимой? Когда мы идём по снегу, что с ним происходит? (Хрустит, скрипит, песенку поёт). -Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом, как одеялом). -Как живётся зимой птицам и зверям? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать. А звери прячутся от мороза в своих норках). - Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная). А сейчас придумайте сами рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.

Разминка
Закружились, завертелись (покружиться на месте) белые снежинки Вверх взлетели белой стаей (руки поднять) Белые пушинки (покружиться на носках) Чуть затихла злая вьюга (опустить руки, встать прямо) Улеглись повсюду (присесть, руки к полу) Заблистали, словно жемчуг (встать, руки вперёд) Все дивятся чуду (развести руки в стороны). Заискрились, засверкали (руками выполнить движение "ножницы") Белые подружки. Заспешили на прогулку (шаги на месте) Дети и старушки. Ребята, скажите, за что вы любите зиму? В какие игры можно играть зимой? (Играть в снежки, лепить снеговика, кататься с горки на ледянке, кататься на санках, на коньках, побарахтаться в снегу). К вам в гости пришёл снежный зимний гость (снеговик), принёс с собой загадки и игры. Они летят быстрее ветра, И я лечу с них на три метра. Вот мой полёт закончен. Хлоп! Посадка мягкая в сугроб (санки). Деревянные кони По снегу скачут, А в снег не проваливаются (лыжи). Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей (снеговик). Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры, Помчались с горы (санки). Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим (коньки).
Сейчас мы ребята с вами поиграем в игру, которая называется «Летящие снежинки». Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Когда ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются местами. Сегодня мы сказали и вспомнили много разных слов о зиме: холодная, снежная, вьюжная, морозная; о снеге: пушистый, белый, искристый, хрустящий. Ребята, а вы умеете играть с куклами, машинами? А знаете ли вы, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу? (Да!) Эта игра называется «Живые слова», потому что в ней словами становятся дети. Кто хочет быть словом? (по желанию вызываются трое детей). Теперь вы не обычные дети, а дети – слова. Ты, Настя, - слово
деревья.
Какое ты слово, Настя? Скажи громко (деревья). Дети, каким словом стала Настя? Диана – слово
покрыты.
Какое ты слово, Диана? Дети, каким словом стала Диана? А Ксюша слово – снегом. (Аналогично задаётся вопрос Ксюше и всей группе). Наши «слова» стоят по порядку. (Показывает направление: слева направо). Настя скажет своё слово и даст руку Диане, Диана скажет своё слово и даст руку Ксюше. Последней своё слово скажет Ксюша, а все будут слушать. Начали. Про что сказали эти слова? (Про деревья). Что они сказали про деревья? (Деревья покрыты снегом). Какое первое слово? Потом какое? Последнее какое? (Дети отвечают). Какое слово Диана? Покажи слово
снегом.
Теперь я хлопну в ладоши и слова наши пойдут и встанут в любое место группы, где захотят. А когда позову: «Слова», ко мне!» - снова встанут по порядку. (Воспитатель хлопает, слова расходятся по группе.) «Слова» наши ушли. Вы хорошо их запомнили? Где слово
покрыты
? Какое слово стоит у окна? А вы помните, что они сказали? (Дети отвечают на вопросы и повторяют предложение). Я снова позову слова, а вы проверьте, правильно ли они встанут: «Слова», ко мне!» (Дети – слова подходят и встают по порядку.) Мы сейчас проверим, правильно ли встали наши «слова». Называйте свои слова. Педагог следит за тем, чтобы дети громко и правильно произносили своё слово и после этого брали за руку рядом стоящего. Если дети – «слова» ошибутся (встанут не в том порядке или неточно произнесут своё слово,) их
исправляют дети с мест. После этого воспитатель снова спрашивает о последовательности слов. - Настя, подойди и покажи последнее слово. Ваня, назови это слово (
снегом
). Скажи громко, какое ты слово? (Обращается к ребёнку, обозначающему слово
снегом
). Правильно, это слово
снегом.
(Предлагает слову
снегом
сесть на место). Теперь не стало слова
снегом
. Кто может назвать слова, которые остались? (Деревья покрыты). Давайте проверим. «Слова», назовите себя. Если слова забудут взять друг друга за руки, педагог спрашивает: «Что забыли сделать слова? Слова всегда должны держать друг друга за руки». Воспитатель предлагает «слову»
покрыты
сесть на место. Какое слово у нас осталось? (
деревья
). Правильно, у нас осталось только одно слово
деревья
и ему некого взять за руку. (Предлагает ребёнку сесть на место). Вот мы и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? Правильно, потому что «словами» были дети. Они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. В следующий раз мы снова будем так играть. А сейчас мы будем выполнять упражнения на произношение звуков. Сегодня у нас два интересных звука [
З]
и [
С].
Послушайте небольшой стишок: Зимний звон, зимний звон На заре со всех сторон. Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы (В. Суслов). Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (З) Назовите слова, в которых есть звук [
З].
А теперь послушайте ещё одностихотворение: Есть у Сани снегокат. Есть у Сани сани. Дайте Сане снегопад - он катать всех станет. Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (С) Назовите слова, в которых есть звук [С]. Послушайте скороговорку:
У Зины зимой зябнет нос.
Скажем её медленно, а теперь быстрее. Какай звук вы слышите в этой скороговорке?
Ещё скороговорка:
У маленькой Сани сани едут сами.
Произнесём её медленно, а теперь быстрее и очень быстро. А какой звук вы слышите здесь? Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на занятии? (о зиме). - Какая зима? Какие звуки сегодня проговаривали? В какие игры играли? Ребята, вы большие молодцы. Наш гость посмотрел, что вы хорошо занимались, отвечали на вопросы и принёс за это вам раскраски про зиму. Воспитатель раздаёт детям раскраски с изображением зимних пейзажей.

Чапурина Ксения Владимировна
Занятие по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему»

Задачи :

связная речь : учить составлять короткий рассказ на заданную тему ;

словарь и грамматика : закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

Звуковая культура речи : учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Материалы :

Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных (по количеству детей) : лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др. ;

Скворечник.

Ход занятия

Воспитатель (читает детям стихотворение И. Токмаковой)

Где спит рыбка?

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Воспитатель : Где спит рыбка?

Дети. В воде.

Воспитатель. А в конуре кто спит?

Дети. Собака.

Воспитатель. Собака с малышами. щенками. В конуре собака со щенками, в дупле - белка с бель. чатами, в норе. лиса с лисятами, а в дырочке под полом. мышка с мышатами.

Если дети затрудняются в подборе наименований, воспитатель подсказывает начало слова.

В разных домах живут животные со своими детенышами. Сейчас мы поиграем в игру «Чей домик?» . Я назову разные, знакомые вам дома животных, а вы скажете, какие детеныши в них живут, чей это домик.

Чей дом - конура?

Конура - дом щенков, а нора. лисят.

Дупло - дом. бельчат.

Конюшня - дом. жеребят.

Коровник - дом. телят.

Скворечник - дом. скворчат.

Как вы догадались, что скворечник - дом скворчат?

Дети отвечают.

Скворечник - домик, который люди строят для скворцов поэтому он и называется : скворечник.

В скворечнике любят селиться не только скворцы, но и многие другие птицы - синички, воробьи, а бывает, что в забытом скворечнике и белка устроит себе дом или кладовую.

Очень гостеприимный скворечник! Вот такой же гостеприимный домик есть и у нас, вот он. (Показывает картинку со скворечником или макет.) Помогите детенышам попасть в свои домики. (Раздает картинки с изображением одного или нескольких детенышей - по одной каждому ребенку.)

У детей, речь которых развита хуже , можно спросить : «Тебе обезьянку или олененка? Тебе ласточку или снегиренка?»

Проводится физкультминутка.

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась

Три- присела

На четыре- улетела.

Рассмотрите картинки . Можете тихонечко рассказать друг другу , что на них изображено.

Домик пускает к себе всех : и зверят, и птенцов. Только нужна правильно и вежливо попросить об этом : если вы ошибетесь и неправильно назовете своего детеныша или попросите невежливо, двери не откроются и малыш не сможет попасть в домик.

Воспитатель проносит по рядам скворечник, давая детям возможность выполнить игровое задание , правильно попросить : «Домик, домик, пусти, пожалуйста, наших скворчат, наших бельчат, моего снегиренка» и т. п.

Все малыши собрались в домике. Догадайтесь, о ком из них эта загадка.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

Дети отгадывают, почему вы думаете, что это белка?

Дети отвечают.

А вот еще загадка.

Зимой спит - летом ульи ворошит.

(Медведь.)

Дети отгадывают.

Как вы догадались, что это медведь?

Дети отвечают,

Слушайте еще :

Кто на елке, на суку,

Счет ведет : «Ку-ку. ку-ку» ?

(Кукушка.)

Дети отгадывают.

Почему вы думаете, что это кукушка?

Дети отвечают.

Смотрите на эту картинку. Кто на ней изображен? Дети. Зайчонок.

Воспитатель. Я буду вас спрашивать, а вы отвечайте так, чтобы получилось складно. Зайчик, зайчик, где ты был? Д е т и. За капустой я ходил. Воспитатель. Зайчик, зайчик, где гулял? Дети. За морковкой поскакал, на полянке танцевал и т. п. Воспитатель. А сейчас придумайте короткий рассказ про зайчика , который на «полянке танцевал» .

Дети придумывают и рассказывают .

Воспитатель. Молодцы ребята! Мне очень понравились ваши рассказы ,на этом наше занятие окончено . До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Придумывание сказки на заданную тему» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Белоснежка» Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа на заданную тему» Тема: «Составление рассказа на заданную тему».Задачи: Образовательные: 1. Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. 2. Закрепить.

Одготовил: Воспитатель Ершова Н. Ф. МДОУ Детский сад № 150 Ярославль 2017 Конспект ООД по развитию речи во 2-й младшей группе Тема: Составление.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: - учить детей составлять небольшой.

Задачи: 1. Образовательные: Уточнить и закрепить знания о профессии повара. Учить составлять небольшой связный рассказ с опорой на наглядность.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень». Цель: закрепить представление.