Презентация "Кора больших полушарий" презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Урок на тему «Большие полушария головного мозга Организация и значение больших полушарий план конспект

Тема урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Цель: сформировать представление об асимметрии полушарий головного мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха.

Задачи:

    образовательная: дать представление об асимметрии мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха;

    развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

    воспитательная: показать взаимосвязь асимметрии полушарий с конкретным восприятием окружающего мира.

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока.

    Организационный момент (приветствие, фиксация отсутствующих в журнале).

    Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили строение полушарий большого мозга. Давайте восстановим в памяти пройденный материал для более продуктивной работы на уроке.

    Каково строение полушарий большого мозга? (Кора, белое вещество, подкорковые ядра, борозды, извилины).

    Какие доли выделяют в каждом полушарии? Что лежит в основе их выделения? (Лобная, височная, теменная, затылочная. Их границы определяются по бороздам коры).

    Какие зоны выделяют в каждом полушарии? Можно ли их увидеть на поверхности коры? (Двигательные, слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые и обонятельные. Это функциональные участки коры, их нельзя увидеть).

    Как же ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

    Подготовка к активному, осознанному восприятию темы. Вызов.

Ежедневно общаясь с разными людьми, мы замечаем, что одни склонны к точным математическим расчетам, обладают железной логикой, другие – артистичны и музыкальны, хорошо рисуют и пишут стихи. Как это можно объяснить? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

Тема нашего урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего мозга – его асимметрии. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Вселенная есть асимметричный ансамбль.

Я полагаю, что жизнь в том виде, в каком

мы ее знаем, должна быть функцией

асимметрии мира или следствий из нее

вытекающих».

Луи Пастер.

Иначе говоря, наша жизнь зависит от асимметрии мира, в котором мы живем.

    Изучение нового материала.

    Проект «Развитие представлений об асимметрии мозга. Работы Дакса, Брока и Вернике».

Учитель: Как развивались представления об асимметрии больших полушарий?

В 1836 г. Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел на заседании медицинского общества в Монпелье короткий доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 г. Поль Брока, знаменитый французский антрополог и патологоанатом, представил Анатомическому обществу в Париже описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а также понимал все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения, было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, челюстей, языка и глотки, получил название зоны Брока.

Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией (или нарушением речи) Брока. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока заявил научному миру: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Карл Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении зоны Вернике.

Вывод: Мы говорим левым полушарием!

Учитель: Но всегда ли так?

    Асимметрия мозга в детстве. Правши и левши.

Учитель: Ребята, сколько у нас в классе левшей? Вы задумывались когда-нибудь: почему одни люди левши, а другие – правши?

Проект «Причины разделения человечества на правшей и левшей».

Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Некоторые учёные считают, что всё решилось ещё в те дремучие времена, когда обезьяны с земли перебрались на деревья. Тогда наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой подносили пищу ко рту. Прошло около 10 миллионов лет, изменился климат, и предки спустились на землю. Правую руку стали использовать для более точных движений – выдолбить каменный топор, хорошо прицелиться дубинкой, охотясь на мамонта. Так как этим занимались преимущественно мужчины, то левшей среди них стало меньше, чем среди женщин.

Существовала и «материнская» версия разделения на правшей и левшей: у женщин более развита правая рука, так как они левой прижимали младенца к сердцу, чтобы тот слышал его стук и был спокойным.

А вот по теории «щита и меча» в древние времена соотношение левшей и правшей было примерно одинаковым. Но в бесконечных войнах гибли, как правило, леворукие. Они держали меч в левой руке, а щит – в правой. Их сердце не было защищено, они чаще получали смертельные раны, чем праворукие, державшие меч в правой руке, а щитом в левой руке закрывавшие сердце. Поэтому со временем, праворуких, передававших свои гены из поколения в поколение, на земле стало больше.

Но все эти предположения остались в прошлом. Настоящая причина разделения на правшей и левшей учёным не известна до сих пор. По одной из версий, эта причина кроется в устройстве нашего головного мозга.

Движения правой рукой регулируются левым полушарием мозга, а движения левой – правым. У левшей, в отличие от большинства людей, доминирует правое полушарие мозга.

Статистика показывает:

Речевая асимметрия

Правши

Левши

95% говорят левым полушарием, 5% - правым

65% говорят правым полушарием, 35% - левым

Вывод: правши говорят левым полушарием, а левши – правым!

Правши и левши отличаются друг от друга психологически:

Психологическая асимметрия

Правши

Левши

Тяготеют к конкретным видам деятельности, умеют считать, логически мыслить, убеждать, способны тонко чувствовать и переживать

Отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, тягой к искусству, способны к ясновидению, больше развита интуиция (предметно-образное восприятие действительности)

От доминирования полушария зависит личность человека. Левши мыслят образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают её последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу эмоций. В итоге левша затрачивает на одно и то же дело больше энергии, чем правша. Левша вынужден перестраивать свой внутренний мир для решения слегка чуждых его психике задач. Среди них нередко встречаются люди, которых упорно тянет писать справа налево, читать слова с конца к началу.

Но, оказывается, быть левшой не только признак особых способностей. Медики считают, что это ещё и признак нарушения иммунитета. Левши чаще других страдают ревматоидным артритом (тяжелым заболеванием с поражением органов и суставов), а также астмой, аутизмом, диабетом, мигренью.

Леворукость возникает по разным причинам: передаётся по наследству, появляется вследствие различных нарушений беременности или родовых травм. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей. Следует отметить, что левшей на земле не так уж и мало: каждый десятый из живущих на планете людей – левша!

Учитель: Асимметрия мозга появляется у человека к 4-5 годам, в 12-14 лет она властно заявляет о себе и окончательно формируется к 17 годам. Давайте посмотрим, как влияет асимметрия мозга на зрительные функции.

    Зрение и асимметрия.

Опыт с яблоком (на слайде).

Учитель: Ребята, опишите яблоко различными прилагательными.

Обратите внимание, какие прилагательные чаще употребляют «левополушарные», а какие – «правополушарные» люди.

Левополушарные

Правополушарные

Круглое

Объёмное

Большое

Яркое

Красное

Аппетитное

вкусное

Вывод: наши полушария по-разному воспринимают изображения. Для левого главное – восприятие целиком (форма, объем). Для правого – восприятие деталей (цвет, мельчайшие подробности, ассоциации).

    Слух и асимметрия.

Учитель: Прослушаем фрагмент песни Николая Баскова (Слайд 11). Кто больше обращал внимание на слова, чем на музыку? Кто больше слушал музыку, чем слова? А кто одинаково наслаждался и музыкой, и словами песни? Запомните: люди с поврежденным правым полушарием мозга не способны узнавать мелодию, а левым – слова.

Вывод: асимметрия мозга проявляется в восприятии песен. Музыку узнает правое полушарие, а слова – левое.

    Асимметрия полушарий.

Асимметрия – каждое полушарие ответственно за определенные функции.

Самостоятельная работа учащихся с учебником в парах: читаем текст на с. 67 и заполняем таблицу (пустая таблица).

Проверка правильности заполнения таблицы (заполненная таблица).

Полушарие мозга

Функции полушария

левое

1) устная и письменная речь;

2) анализ информации;

3) обобщение, принятие решений

правое

1) образное мышление;

2) музыкальное и художественное творчество;

3) восприятие музыки

    Проведение теста на выяснение правополушарности и левополушарности учащихся .

    Ведущая рука: если сверху большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

    Ведущий глаз: правый – у вас настойчивый, агрессивный характер; левый – характер мягкий, уступчивый.

    Поза Наполеона: если наверху левая рука – вы склонны к кокетству; правая – к простоте и простодушию.

    Аплодирование: правой рукой – решительный характер; левой – вы колеблетесь, принимая решения, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Результат: К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

    1. Заключение.

Учитель: К 17 годам у человека формируется асимметрия больших полушарий мозга: каждое из них отвечает за определённые функции. Однако полную картину мира нам могут дать только оба полушария в неразрывной связи друг с другом. Сперанский писал: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает её и уничтожает».

    1. Рефлексия.

1) Как можно объяснить склонность одних людей к точным математическим расчетам, а других – к образному мышлению? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

2) Как ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

3) К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

3) Составьте синквейн по теме урока.

Урок окончен. Спасибо за урок!

Домашнее задание: с. 67-69 (читать и пересказывать). Ответить на вопросы с. 70-71. Сообщения «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность Сеченова».

В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием головного мозга. А также с некоторыми заболеваниями головного мозга.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Головной мозг: строение и функции

Общие сведения о головном мозге.

Мозг человека полностью до сих пор не изучен. Головной мозг расположен в черепной коробке человека и занимает примерно 80% ее объема.

Рис. 1.

Он, как и спинной мозг, защищен 3 оболочками, между которыми находится жидкость. Внутри головного мозга есть несколько полостей - желудочков. От него отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, иннервирующих разные отделы нашего тела.

Рис. 2.

Масса мозга мужчины несколько больше массы мозга женщины. Это связано с тем, что вес мужчины больше, чем вес женщины, а масса головного мозга составляет 2% от всей массы тела. Но при этом 25% всей энергии нашего организма потребляется именно мозгом.

Зависимости между размером мозга и умственным развитием нет.

Рис. 3.

Ныне самый легкий мозг в мире, у абсолютно здорового человека, весит 1,1 кг, а самый тяжелый - 2,85 кг, у человека больного идиотией.

Умственное развитие зависит от того, какое количество связей создает головной мозг.

Головной мозг состоит из 5 отделов.

Продолговатый мозг - это продолжение спинного мозга и у них много общего в строении и функциях. Но серое вещество сосредоточено в виде ядер, так что характерная для спинного мозга структура в виде бабочки здесь нарушается. Он выполняет проводниковую функцию и отвечает за большое количество рефлексов (чихание, кашель). В продолговатом мозге расположены центры пищеварения, дыхания. Глотание является рефлексом, который осуществляется при попадании предмета на корень языка. Поэтому маленьким детям нельзя давать мелкие предметы, так как они могут их проглотить.

Мост . В первую очередь, обеспечивает проводниковую функцию.

Средний мозг . Там выделяют скопление ядер - бугры четверохолмия. Они отвечают за первичную обработку зрительной и слуховой информации. Средний мозг отвечает за, так называемое, скрытое зрение, когда человек видит предмет, но не обращает на него внимания. Также там расположены центры ориентировочного рефлекса (человек поворачивается к источнику резко возникшего шума).

Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Под гипоталамусом находится железа внутренней секреции - гипофиз. В гипоталамусе формируется пищевое, питьевое поведение. Он регулирует сон и бодрствование и поддерживает постоянство внутренней среды организма.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 230, задания и вопрос 1,2,4,5. с 234, задания и вопрос 1,2,3.

2. Какие функции лобной доли КБП?

3. Опишете строение и функции мозжечка.

4. Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.

Конспект урока «Этот левый, правый мозг…»

(асимметрия полушарий головного мозга)

    juliana _ mur @ mail . ru )

    Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №117 г. Волгограда (МОУ СОШ №117)

    Предмет: Биология, урок-исследование

    Тема: Асимметрия полушарий головного мозга

    Продолжительность: 40 минут

    Класс: 8

    Технологии: урок с использованием презентации в программе PowerPoint

    Актуальность

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения имеет одну из сторон проявления: значимость изучаемого материала, его смысловая ценность для обучающегося в его повседневной жизни. Курс «Анатомии, физиологии и гигиены человека» особенно благоприятен для вопроса самопознания, личных открытий, преломления теоретических знаний предмета через призму индивидуальных

    Степень новизны основной цели

Урок-исследование (самопознание) имеет большой обучающий потенциал. Уход от абстрактного среднестатистического человека. Изучение самого себя – дело всегда интересное. Мотивация обучающегося переходит с внешней во внутреннюю: все, что делается на уроке важно именно для меня. Кроме того, сохраняется практико-ориентированных характер курса, развиваются навыки исследовательской деятельности.

    Результаты применения:

    систематическое применение активных форм обучения позволит сделать мотивацию к предмету более стойкой («Ученик без желания учиться, как птица без крыльев»)

    у обучающихся постепенно сформируется метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе.

    повысится процент участия школьников в предметных олимпиадах по биологии разного уровня, в конкурсах исследовательских работ.

    повысится уровень внеаудиторной занятости учащихся по предмету и качество проводимых занятий (кружки и факультативы по предмету)

    активнее будет осуществляться формирование учебно-познавательных, информационных компетенций школьников, их личностное совершенствование.

    Подробный конспект урока

Цели урока :

    образовательный аспект:

    • сформировать у учащихся представление об асимметрии полушарий головного мозга;

      установить взаимосвязь асимметрии мозга с конкретным восприятием окружающего мира;

      закрепить знания о строении коры полушарий мозга.

    развивающий аспект:

    • продолжать развивать умение проводить исследовательскую работу, объяснять результаты эксперимента, делать выводы;

      научить вести учётные записи проводимого исследования;

      совершенствовать навыки работы с раздаточным материалом, умение использовать его своевременно и по назначению.

    воспитательный аспект:

    • создать условия для воспитания и развития рефлексивных качеств личности (самопознание, самовыражение, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию);

      воспитывать культуру общения (взаимоуважение и принятие мнений другого) и культуру речи, эстетические взгляды и вкусы.

1. Организационный момент, приветствие.

2. Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, вы каждый день приходите в школу, садитесь за парту и начинаете учиться. А вы замечали как вы учитесь? Я не про оценки! Например, учитель объясняя материал записывает его на доске и чертит схему. А теперь та же информация, но в рисунке. Или в тексте. Расскажите мне о себе! Поднимите руки те, кому легче запомнить схему? материал в рисунке? или текст ?

А кому легче устно рассказать материал, чем его писать ? Поднимите руки! А теперь те, кто говорят: « Рассказать! Нет. Можно я напишу!»

И последнее. Вот доска – тёмная и на светлый мел . Скажите, кому нравиться такое сочетание? А кому приятнее такая цветовая гамма – светлая доска и тёмный маркер?

Отвечая сейчас на мои вопросы, вы не только рассказывали о себе, но познавали себя! Исследование себя, САМОПОЗНАНИЕ и станет целью нашего урока! Давайте продолжать этот интересный путь познания себя!

3. Изучение нового материала.

Ребята, вероятно по тем материалам урока, по оборудованию нашей аудитории вы догадались строение какого органа поможет нам познать себя ? (головной мозг) И тему урока я назвала для вас «Этот левый, правый мозг…» (демонстрация слайдов 1,2)

А знаете с чего мы с вами начнем? С того, как возникла проблема полушарности?

Ещё в 19 веке возникло представление о том, что левое и правое полушария по разному получают, хранят и перерабатывают информацию от органов чувств. Но было мало экспериментальных доказательств.

И вот в 1865 г (141 год назад) французский анатом Поль Брока вскрывает череп умершего больного, который мог писать, читать, но не мог произнести ни слова. Язык его не слушался! В лобной доле левого полушария врач обнаружил поражение нервной ткани, которое привело к нарушению речи. Если такие поражения будут в правом полушарии, речь не нарушиться. И Поль Брока заявляет на весь мир: «Мы говорим левым полушарием!» (демонстрация слайда 3)

Это открытие положило начало многочисленным экспериментам. И в 1981г американскому учёному Роджер Сперри была присуждена Нобелевская премия за открытия специальных функций полушарий мозга. И в биологии появляется новое понятие АСИММЕТРИЯ. (демонстрация слайдов 4)

Понятие СИММЕТРИИ для вас знакомо из курса математики, биологии. Давайте вспомним, что оно означает. (демонстрация слайда 5)

В слове АСИММЕТРИЯ А означает отсутствие одинаковости, преобладание одной части над другой. Так что же называют АСИММЕТРИЕЙ ФУНКЦИЙ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА? /это распределение познавательных функций между полушариями мозга./ (демонстрация слайда 6)

Вопросы дальнейшей беседы:

    Сколько у человека полушарий? Какие?

    Они работают одинаково?

    А как? /одно сильнее, другое слабее/

Если у человека преобладает левое полушарие, то как его можно назвать? (соедините два слова левое и полушарие ) ЛЕВОПОЛУШАРНЫМ, а если правое? ПРАВОПОЛУШАРНЫМ! Значит, различают два типа людей: левополушарный тип и правополушарный.

Если мы стремимся к познанию себя, то не появился ли у вас вопрос: какое полушарие преобладает у меня? кто я в этом мире, какой? Д авайте искать ответы на эти вопросы!

Актуализация имеющихся знаний.

У вас уже есть знания о строении коры полушарий мозга, ведь именно она отвечает за то, как мы воспринимаем окружающий мир! Вспомним эти знания. (демонстрация слайда 7)

1 на коре есть углубления, которые называются борозды. На какие участки они делят кору? (доли)

2 назовите доли полушарий? (теменная, затылочная, височная, лобная)

Вспомнив строение коры полушарий мозга, мы начинаем самое интересное определять своё преобладающее полушарие!

Исследование мы будем проводить по 3 видам асимметрии:

    двигательной

    зрительной

    слуховой

Вы будите заполнять «Карту изучения видов асимметрии» (демонстрация слайда 8). Я вам буду предлагать пробы (их названия написаны в карте). Рядом с пробой вы будете ставить букву «П» , если делали что-то правой стороной тела (рукой, глазом и т. д.), а «Л» - если левой.

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ АСИММЕТРИИ

Название теста

Письмо

Аплодисменты

Поза Наполеона

Руки в «замке»

Поворот корпуса

Ведущая сторона тела (орган)

Вывод: преобладает полушарие

ЗРИТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ

Пистолет ______________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

СЛУХОВАЯ АСИММЕТРИЯ

Тиканье часов __________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

Начинаем с изучения двигательной асимметрии

    Отметьте в карте какой рукой вы пишите при письме?

Ребята, если есть левша в классе, встаньте, пожалуйста.

    Вас переучивали работать справой рукой?

Наш мир праворукий – начиная от дверной ручки, заканчивая автомобилем – трудно вам в нем? Приспосабливаетесь? (демонстрация слайда 9)

Оказывается на планете 10й человек – левша. Среди них были и есть сегодня знаменитые личности. Юлий Цезарь и Наполеон, Леонардо Да Винчи (он писал справа на лево и его записи долгое время не могли прочитать, пока не поднесли изображение к зеркалу) и Микеланджело, который расписывал часовню в Сикстинской капелле двумя руками! Сегодня леворукость не дефект, а признак большого таланта! .

    Поаплодируйте так как вы это делаете на концерте или спектакле. Какой рукой вы сильнее стучите по другой? Отметьте в карте. Готовы?

    Примите позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука лежит сверху?

    Сцепите руки в замок. Помните как вы просите «Хоть бы я 5 по алгебре получил !» Большой палец какой руки лежит у вас сверху? отметьте результат в карте. Сделали?

    Мне кажется вы немного устали . Встаньте и выйдите из за парт, повернитесь ко мне спиной. Я произнесу громко слово «МОЗГ» и вы обернётесь ко мне, но не сходя с места.

Замрите и заметьте, какой стороной корпуса вы повернулись?

Это был тест на двигательную асимметрию. Запишите его результат!

А теперь подведём итог. Посчитайте, сколько раз вы проделали тесты правой стороной тела и сколько – левой?

Определим ваше ведущее полушарие двигательной асимметрии.

Двигательная зона располагается в лобной доле коры полушарий. Раздражение нейронов этой зоны вызывает движение мышц кисти рук, туловища. Нервные импульсы от правой части тела идут в двигательный центр правой части тела, а от левой – в правое полушарие. (демонстрация слайда 10)

Найдите на партах и возьмите себе такую же схему двигательной асимметрии. Ребята, схема действительно такая как на слайде? (нет направлений нервных путей. Нарисуйте их сами!

Делаем вывод: какое полушарие у вас преобладает . Если вы тесты больше выполняли правой стороной тела, то преобладает ЛЕВОЕ полушарие, и наоборот. Запишите вывод в карту.

Изучение ЗРИТЕЛЬНОЙ асимметрии.

Есть один, но верный способ определить ведущий глаз. Сделайте из двух рук пистолет, кончики пальцев – мушка (прицел). (демонстрация слайда 11) Выберите мишень. Прицельтесь! Зажмурьте то правый глаз, то левый. Тот глаз, при котором мушка смещается будет ведущим. Запишите это в карте.

Определим ведущее полушарие при зрительной асимметрии. Снова обращаю ваше внимание на экран!

Нервные импульсы, возникающие на сетчатке глаза, поступают по зрительному нерву в зрительную зону затылочной области. Вы видите, что зрительные пути (что делают?) пресекаются . (демонстрация слайда 12)

Найдите схемы зрительной асимметрии у себя на столах. Что нужно доделать на этих схемах? (дорисовать направления движения нервных путей)

А теперь сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту.

И последний вид асимметрии СЛУХОВАЯ.

Определим ведущее ухо. Представьте у вас на столах лежат часы. Послушайте их, но только не берите в руки!

Запишите в карте, каким ухом вы приложили часы, чтобы их послушать.

Снова определим преобладающее полушарие при этом виде асимметрии.

Возбуждение клеток улитки передаются по слуховым нервам в слуховую зону височной доли мозга. Причём большинство слуховых путей пересекаются.

Сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту. (демонстрация слайда 13)

Итак, мы закончили экспериментальную часть нашего исследования и приступаем к оценке результатов. Посмотрите, какое полушарие оказалось у вас ведущим из трёх видов асимметрий.

Поднимите руки «правополушарные», спасибо. А теперь «левополушарные».

Мы ставили с вами цель не просто определить преобладающее полушарие, но и узнать как это зависит на нашу способность воспринимать мир.

Перед вами характеристики правополушарного и левополушарного типов людей, выявленные наукой. Познакомьтесь с ними.

Находите ребята там себя? Помните, что наши выводы не абсолютны, то есть не на 100% правильные. Мы лишь приблизились к истине, раскрывая загадки самих себя.

4. Закрепление изученного материала.

А теперь нужно закрепить знания об особенностях лево- и правополушарного типа мышления. Ведь согласитесь, ценность любых знаний в их полезности!

Обратимся к искусству. Сначала к музыке (демонстрация слайда 14) - Произведения правополушарных композиторов отличаются лёгкостью, красочностью звуков, внутренним оптимизмом. Работы левополушарных композиторов масштабны, звуки инструментов сильные, музыка напориста.

Прослушайте отрывки из двух музыкальных произведений:

первое – 40-я симфония австрийского композитора В. Моцарта.

Второй взят из произведения испанского композитора М. Равеля.

По характеру музыки определите, кого из композиторов можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Моцарта или Ровеля?

А теперь посмотрим картины (демонстрация слайда 15)

Первая - знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Вторая – Пабло Пикассо « Девочка на шаре»

Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета.

Картины ПРАВОПОЛУШАРНЫХ художников отличаются свежестью палитры, большим числом световых решений, эмоциональностью, теплыми тонами.

Как вы дуете, глядя на эти произведения, кого из художников можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Ван Гога или Пикассо?

Ребята, наши полушария, как вы поняли, работают по разному, но только их не разрывная связь друг с другом даёт нам полную картину мира. Есть одно упражнение для одновременного включения обоих полушарий с тем, чтобы сделать себя гармоничной личностью. Я хочу вам его предложить.

Встаньте и выйдите из-за парты. Выпрямите спину. Поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. Опустите правую ногу. Поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе.

Итак, у кого сначала не получалось? (Это связно с большим развитием одного полушария. Но постепенно вы включаете в работу два полушария и тренируете к гармоничной работе)

    Заключение и подведение итогов урока

Вот и подходит к концу наш урок, для которого мы выбрали образ «урок-самопознание» .Интересно узнать, каким был для вас процесс самопознания.

Найдите на партах листы цветной бумаги, где прописано предложение без окончания «Самопознание для меня – это …» Возьмите фломастеры и допишите это предложение. 1-2 важных для вас слова. Например, я бы написала «… это важно». А что напишите ВЫ ? (демонстрация слайда 16, 17)

Посмотрите на доску! Вот какой была сегодня палитра нашего урока! Правополушарной! Творческой!

Желаю вам гармоничной совершенной работы обоих полушарий!

Список использованных источников

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» – М.: Мир, 1988 г.

    Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.. Левши. М. 1994.

    Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Линка – Пресс, М., 1998.

    Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

    Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. M.,1983.

    Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992.

Значение коры полушарий большого мозга.

Цель: изучить функции полушарий большого мозга.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать знания о функциональной асимметрии полушарий и связанными с ней особенностями функций зрения, речи, слуха;

Углубить знания учащихся о строении больших полушарий;

Показать связь функциональной асимметрии полушарий с целостным восприятием мира;

Развивающие:

Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий головного мозга человека;

Способствовать развитию умений сравнивать, оценивать, самостоятельно приходить к логическим выводам;

Развивать навыки работы с различными видами информации;

Развивать коммуникативные и информационные компетенции учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к интеллектуальному труду, стремление к знаниям, валеологические аспекты в отношении самого себя.

Тип урока: комбинированный – закрепление изученного материала с использованием информационных технологий.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, разборная модель головного мозга человека, раздаточный материал, таблицы « Головной мозг человека» и «Эволюция головного мозга хордовых», раздаточный материал.

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний учащихся.

    Игровой момент «Черный ящик»

    Проверка знаний о головном мозге:

Индивидуальные задания на карточках.

3) Эволюция головного мозга хордовых

4) Общая характеристика полушарий большого мозга.

5) Функции полушарий большого мозга.

6) Функциональная асимметрия мозга.

7) Учебный эксперимент.

    Заключение:

    Итоги урока. Рефлексия.

    Домашнее задание

ХОД УРОКА:

1).Учитель: Здравствуйте! Я хочу начать сегодняшний урок с загадки. Перед вами «черный ящик». Я прошу вас угадать, что в нем, по моему описанию: модель, символизирующая часть тела человека, т.е. орган, имеющий овальную форму, небольшой по размерам, но сложный по строению. Кроме того, имея малые размеры, требует много внимания со стороны энергетических станций. Что это такое?

Ученики: Мозг! А точнее, головной мозг человека.

Учитель демонстрирует модель ГМ человека в разрезе.

2).Учитель: Разговор о строении ГМ мы начали на прошлом уроке и сегодня продолжим, но прежде посмотрим, что же вы знаете о строении ГМ человека?

Тест на слайде. На столах у учащихся рабочие листы с текстом теста. (слайды 2, 3) После ответов на тест ответы по инд. карточкам.

№ 1. В древности ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений сделано такое заключение?

Ответ: Повреждение этого отдела или укол в него приводят к обморочному состоянию и нарушению деятельности кровеносной и дыхательной систем, иногда даже временно прекращается дыхание и сердцебиение.

№ 2. Почему ранение в область продолговатого мозга смертельно?

Ответ: В области продолговатого мозга находятся жизненно важные центры: дыхания, кровообращения, пищеварения. Кроме того, проходят дуги защитных рефлексов: мигательного, кашлевого и др.

№ 3. Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного.

Ответ: У больного явные нарушения координации движений. Опухоль в области мозжечка, т.к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино.

3).Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали эволюцию ГМ хордовых. Давайте вспомним, какой отдел ГМ претерпел наибольшие изменения? (слайд 4)

Ученик: передний мозг.

Учитель: что же теперь он представляет у млекопитающих?

Ученик: Полушария большого мозга.

Учитель: А что нового появилось у них в процессе эволюции?

Ученик: Кора ГМ

Учитель: Верно, это кора ГМ, которая впервые появляется у пресмыкающихся (старая), и новая возникает у млекопитающих, увеличиваясь в своих размерах, она приобретает складчатую структуру.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Мы продолжаем знакомство со строением ГМ и тема урока «Значение коры полушарий головного мозга» (слайд 5)

Сообщение Лера О.: У человека полушария ГМ развиты хорошо и как плащ прикрывают нижележащий мозг. Глубокая щель делит головной мозг на правое и левое полушария. Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию пространства справа. Немецкие ученые на опыте доказали, что полушария действуют как единое целое. Опыт проводили на рыбах. Когда рыбе закрывали один глаз и ее кормили, она нормально реагировала. Второй глаз закрыли и пугали ее, она уплывала. Когда закрыли колпаками оба глаза, она начала метаться и заболела. Если у кошки перерезали мозолистое тело, которое связывает полушария между собой, то поведение ее менялось резко, каждое полушарие работало обособленно, а должно как единое целое.

Сверху полушария покрыты серым веществом – корой. Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон и выполняющих проводниковую функцию.

Учитель: Найдите в учебнике на стр. 70 серое и белое вещество мозга. Кора состоит из серого вещества. Что это?

Ученик: Тела нейронов.

Учитель: Обратите внимание на экран. (слайд 6) Это нейрон. В чем особенность нейронов коры?

Ученик (Надя Л.): Клетки имеют очень много отростков. Кора состоит из 6 слоев клеток, образуя толщину от 1,3 до 5 мм. Большое количество отростков необходимо для формирования многосторонних связей. Общая поверхность коры у взрослого человека 2200 см 2 . В коре сконцентрировано 14 млрд нейронов.(слайд 7) Поверхность коры собрана в складки. Выступающие части образуют извилины, а углубления – борозды. Различают три главные борозды – центральная, боковая, теменно-затылочная. Они делят полушарие на 4 доли: лобную, теменную, затылочную и височную (показывает борозды и доли на экране, остальные ученики обозначают их на рабочем листе – слайд 8). Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и др.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны.

А сейчас найдите на рис. в учебнике все названия зон и укажите те, о которых мы не говорили.

Ученики находят и называют зоны на рис. стр. 71.

Давайте проверим, справились ли вы с заданием.

(показывает на экране - слайд 9).

Учитель: Однажды я упала и ударилась затылком. У меня полетели искры из глаз. Как объяснить этот факт?

Ученик: Ушиб пришелся на зрительную зону. Она находится в затылочной доле.

Учитель: А сейчас попрошу часы поднести к виску. Вы слышите тиканье часов. Почему?

Ученик: В височной доле находится слуховая зона.

Учитель: Первое время считали, что лобные доли нужны для того, чтобы ГМ не стучался об череп. Затем выяснили, что очаги некоторых психических заболеваний (шизофрении) локализованы в лобных долях. И пытались лечить психических больных лоботомией – удаление лобных долей. Как вы думаете, ребята, к чему это приводило?

Человек превращался в растение, т.к. в лобных долях находятся центры, отвечающие за обучение, память, мышление.

Учитель: Правильно. Поэтому при травмах лобных долей человек теряет способность к обучению. Лобные доли связаны с высоким уровнем психических способностей человека, а также ответственны за составление программ поведения и управление трудовой деятельностью. Зоны мозга позволяют человеку познавать окружающий мир во всей его полноте.

Валеологическая пауза.

Каковы особенности ГМ человека? Мозг имеет большие размеры и большой вес. Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее. По относительному весу мозга лидируют китообразные (финвал) (слайд 10, 11) Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Но, если не размеры и не вес, то, что же является отличительной особенностью мозга человека? Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга человека и животных – он симметричен. Его правая и левая половина построены однотипно, как по составу и количеству нейронов, так и по общей структуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности, т.е. функционально асимметричны (слайд 12)

Оба полушария не зависимы друг от друга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения. С одной стороны, они дружно участвуют в работе головного мозга, дополняя способность каждого. С другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом. Полушария выполняют функцию сотрудничества. (слайды 13, 14)

Ученик: Мозг питается только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке): обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации. Если лишить мозг общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Также мозг отключается, когда информация не является новой.

Учебный эксперимент.

Учитель: А сейчас я предлагаю вам тест на выявление ведущего полушария.

Возьмите ручки и бумагу. Ответы записывайте буквами: П или Л, в зависимости от ведущего органа.

    Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец правой руки (П) или левой (Л)? Запишите результат.

    Сделайте в центре листа бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на вытянутых руках на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается (становится невидимым), если вы закрываете правый глаз или левый?

    Встаньте в позу «Наполеона», т.е. сложите руки на груди. Какая рука оказалась сверху (открыты пальцы какой руки)?

    Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху?

Расшифровка ответов:

    Л – вы человек эмоциональный, П – у вас аналитический ум.

    Л – склонны к кокетству, П – к простодушию.

    П – говорит о настойчивом, агрессивном характере, Л – о мягком и податливом.

    Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, чего и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речь, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев большое количество левшей, как например, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Микеланджело, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Сильвестр Сталлоне, Том Круз и др.

Итоги урока (устный опрос)

Где находится основной центр речи? (левое полушарие)

Какое полушарие воспринимает изображение предмета целиком и с массой подробностей? (правое)

Какое полушарие работает больше при чтении математической задачи, стихотворения? (левое)

Ребята, я хотела бы закончить наш урок словами И.П. Павлова (слайд 15)

Домашнее задание.

Составьте кроссворд на тему «Нервная система человека», используя материалы учебника и дополнительную информацию.

При подготовке к уроку были использованы:

Литература:

    Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2012

    Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина/авт.-сост. Т.В. Козачек, 2006

Ресурсы сети Интернет:

    http ://www .medicinform .net /human /fisiology 7_7

    http://www.medicinform.net/human/anatomy /anatomi 1_2.htm

    http;//www.nsportal.ru

    www .zavuch .info

    www .mirBiologii .ru

    http ;//uchportal .ru

Просмотр содержимого презентации


Какие утверждения верны?

1 . Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:

  • А. Меньше 950 г.
  • Б. 950 – 1100 г.
  • В. 1100 – 2000г.

2. Головной мозг человека состоит из:

  • А. Ствола и полушарий большого мозга.
  • Б. Мозжечка и полушарий большого мозга.
  • В. Ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.

3. Продолговатый мозг является продолжением:

  • А. Среднего мозга
  • Б. Спинного мозга.
  • В. Промежуточного мозга.

4. В головном мозге полушария и кору имеют:

  • А. Средний мозг и полушария большого мозга.
  • Б. Мозжечок и промежуточный мозг.
  • В. Полушария большого мозга и мозжечок.

  • Головной мозг расположен в полости … и имеет массу от … до … грамм.
  • Ствол головного мозга включает в себя следующие отделы: продолговатый, … , средний мозг и … мозг.
  • Самый крупный отдел ЦНС – полушария большого мозга, поверхность которой образует борозды и … .
  • Крупные … делят полушария на доли: лобную, … , затылочную и … .







«Средняя масса головного мозга

животных»

НАЗВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

МАССА ГОЛОВНОГО МОЗГА

Домашняя кошка

Мартышка

Домашняя свинья

Паукообразная обезьяна

Индийский слон



Функциональная асимметрия

Характеристика распределения функций между левым и правым полушариями




Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей, между ними резкая разница. Одни – художники... захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, без всякого дробления... Другие – мыслители, именно дробят ее.., делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить...”

И. П. Павлов



Литература:

1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин Биология Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2012

2. Биология 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина/авт.-сост. Т.В. Козачек, 2006

Ресурсы сети Интернет:

http :// www . medicinform . net / human / fisiology 7_7

http://www.medicinform.net/human/ anatomy / anatomi 1_2. htm

http;//www.nsportal.ru

www . zavuch . info

www . mirBiologii . ru

http;//uchportal.ru


Большие полушария головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга - структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3-4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их. Нейроны коры больших полушарий головного мозга Строение коры больших полушарий головного мозга.

У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм² . Кора образует выступающие валики – извилины и углубления между ними – борозды. На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами - 2/3 всей площади коры. Строение коры больших полушарий головного мозга.

Доли коры больших полушарий.

1. Ассоциативная двигательная зона. 2. Первичная двигательная зона. 3. Первичная соматосенсорная зона. 4. Теменная доля больших полушарий. 5. Ассоциативная соматосенсорная зона. 6. Ассоциативная зрительная зона. 7. Затылочная доля больших полушарий. 8. Первичная зрительная зона. 9. Ассоциативная слуховая зона. 10. Первичная слуховая зона. 11. Височная доля больших полушарий. 12. Обонятельная кора. 13. Вкусовая кора. 14. Предлобная ассоциативная зона. 15. Лобная доля больших полушарий. Функциональные зоны коры больших полушарий

1. Затылочные доли – зрительное восприятие 2. Теменные доли –тактильная чувствительность 3. Височные доли –слуховые зоны (восприятие звуковых сигналов) Лобные доли -программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. Доли коры больших полушарий. Их функции.

Обозначения: 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи. Функциональные зоны коры больших полушарий

Представительство чувствительных и двигательных функций тела

Функциональная асимметрия больших полушарий

Уникальная возможность мозга

1. Где располагается кора больших полушарий? 2. Как называются складки коры больших полушарий? 3. Какой цифрой указана теменная доля? 4. За что отвечают лобные доли? 5. В каких долях коры располагаются слуховые центры? 6. Какие центры располагаются в затылочных долях? Проверьте себя

Ответы на вопросы 1. Кора больших полушарий располагается на их поверхности (по периферии) 2. Складки коры называют извилинами. 3. Теменная доля указана цифрой 4. 4. Лобные доли отвечают за программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. 5. Слуховые центры располагаются в височных долях коры больших полушарий. В затылочных долях располагаются зрительные зоны.