Сказка про русский язык. Сказка о русском языке методическая разработка на тему

Чтобы правило понять,
Никогда не забывать,
Его надо изучать,
В виде сказки представлять.

Корень слова

Встретились корень слова и корень растения.
– Здравствуй, ты кто?
– Я – корень растения. Живу в земле.
– А я – корень слова. Живу в словах
– Так не бывает. Наверное, ты ненастоящий корень. Не то что я! От меня в земле берут начало ростки, из которых вырастают травы, кустарники и целые деревья А из тебя разве может что-нибудь вырасти?
– Конечно. От меня тоже берут начало кусты. Только не растения, а кусты слов. Погляди-ка: корень – -добр -. А на нем растут слова добро, доброта, добрый добряк, по-доброму, добродетель, задобрить. И это еще не все. Видишь какой пышный куст получился

Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

Игра «Лишнее слово»: нужно найти слово, которое не является однокоренным

Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.

Игра «Листочки»

Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья (на каждом дереве определенная группа однокоренных слов.)Или на стволах даны корни, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, записав их на лист

КОРЕНЬ СЛОВА

Клад

(Рассказ кладоискателя)

Идём мы как-то с Петькой по лесу, собираем грибы, складываем в корзину. Вдруг видим: избушка. Фундамент старинной кладки-в виде курьих ног. Наличники на окнах с резьбой - прямо прикладное искусство! Я Петьке говорю: "Бьюсь об заклад, что здесь клад есть!" Решили, не откладывая, проверить. Подходим к двери, и. . . ясно стало: накладка вышла. На двери замок висит огромный накладной!
- Может, отложим до другого раза? - говорит Петька.
- Нет, - говорю, - рано руки складывать! Видишь, окошко открыто. Оно в кладовку ведёт.
Залезли в кладовку, а там склад разного оружия старинного: меч-кладенец, мушкет с прикладом. . . и другое всякое. Словом, выходим наружу с полной выкладкой. И вдруг слышим: "Стой!" Сторож с рогами и окладистой бородой из чащи выходит! Леший - кладовщик!л - Клади всё на землю! - кричит. В общем, всё у нас отобрал! Зря, что ли, ему Баба Яга оклад платит. И обыскал ещё, даже подкладку курток прощупал. Ножи маленькие складные в корзинке были, и те отнял.
- Это, - говорит, - будет ваш вклад в нашу лесную копилку. Оказывается, все, кто до нас в этом месте за тысячи лет побывали, своё оружие здесь в кладовке оставляли.
И уклад этот Баба Яга менять не собирается.
А насчёт вас, - говорит сторож, - я Бабе Яге докладную записку представлю. Яга у нас - кладезь мудрости и справедливости! И ума тоже, хоть по складам читает! Хотели мы со сторожем поспорить, но видим, расклад не в нашу пользу. Ещё колдовство применит, обратит нас в кровать-раскладушку. Или в резиновую прокладку для водопроводного крана. А может, в кусок сахара, чтобы чаю с нами попить внакладку или вприкуску.
В общем, накладно нам этот поход в лес вышел... Хотя, когда дома уроки стали делать и на закладке учебник открыли, то там задание прочли: придумать рассказ с однокоренными словами. И корень указан: "клад"! Вам это о чём-нибудь говорит? Если нет, то прочтите мой рассказ ещё раз.
Найдите в этом рассказе все слова с корнем -клад -. Интересно, кто найдёт больше?

Сказка о разделительных Ь и Ъ

Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить «коля», – старательно выводил он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я – в этих словах мы обозначаем по два звука (йэ), (йо), (йу), (йа), но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
– Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук (э), (о), (у), (а)?и читают «сел», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на свое место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.

Сказка о падежах

В самом центре города Слов стоит высокий дом со стеклянной крышей, в нем живут мама Склонение и шесть её сыновей-падежей.
Самое любимое место в доме – кухня. Как хорошо по вечерам собираться здесь всей семьей, пить чай, смотреть на звезды и рассказывать о том, что произошло за день! Когда часы бьют полночь, все желают друг другу спокойной ночи и расходятся по своим комнатам. . .
Каждое утро, как только проснутся первые лучи солнца, мама спускается вниз с полным подносом горячих пирожков. На верхнем этаже живет именительный падеж, он самый старший и предпочитает в предложении быть главным членом – подлежащим. Правда, как говорит мама Склонение иногда ему приходится соглашаться и на сказуемое. Любимые вопросы этого падежа – кто? что?
– Тук -тук-тук! – стучит мама в дверь.
– Кто?
– Мама!
– Что?
– Пирожки!
Этажом ниже живет родительный падеж. Он уже давно проснулся и с нетерпением ждет своего завтрака, а мамы все нет и нет.
– Нет кого?
– Мамы!
– Нет чего?
– Пирожков!
Догадались, какие вопросы он любит больше всего? Правильно – кого? чего?
Ещё ниже живет дательный падеж – самый добрый из братьев. Он всегда готов прийти на помощь, и его любимые вопросы – кому? чему?
– Рад кому?
– Маме!
– Рад чему?
– Пирожкам!
А вот и винительный падеж! Как вы думаете, почему его так назвали? Правильно, потому что он всегда и во всем всех обвиняет. Солнце – в том, что оно рано встает, маму – в том, что она недостаточно его любит (хотя это и неправда), а братьев – падежей – в том, что они разобрали самые хорошие вопросы. Что-то мамы давно нет. А может, про него забыли? Или пирожки кончились?
– Виню кого?
– Маму?
– Виню что?
– Пирожки?
Давайте познакомимся со следующим братом – творительным падежом. Этот падеж – мастер на все руки. Вечно что-то пилит, строгает, чертит. Солнце только что взошло, а он уже за работой. Мама поставила ему тарелку с пирожками на верстак.
– Доволен кем?
– Мамой!
– Доволен чем?
– Пирожками!
Его любимые вопросы – кем? чем?
Слышите песню? Это самый младший из падежей – предложный. Голос у него чистый, звонкий, заслушаешься! Даже птицы в небе притихли.
– Пою о ком?
– О маме!
– Пою о чем?
– О пирожках? Его любимые вопросы – о ком? О чем?

И. п. кто? что?
Р. п. кого? чего?
Д. п. кому? чему?
В. п. кого? что?
Т. п. кем? чем?
П. п. о ком? о чем

Как падежи убежали из школы

Надоело падежам
В человечьей школе.
Захотелось падежам
Погулять на воле!
Чем попусту склоняться,
Не лучше ль послоняться?
Убежали падежи
За дома, за гаражи
И несутся в поле ржи:
- Вот где воля!
Вот где жизнь!
В лес бежим!
Среди зверей
Мы найдём себе друзей!
И стали падежи жить в лесу. . .
Не будет больше здесь невежд!
Пусть каждый выберет падеж!
И звери прибежали,
Все падежи забрали.

КТО? Именительный? Медведь.
Он видный и общительный.
"Приятно дело с ним иметь", -
Подумал Именительный.
Родительный, он для КОГО?
Взял ёжик вежливый его
. И для родителей ежа
Не сыщешь лучше падежа.
А Дательный падеж КОМУ?
Достался волку. Почему?
Попробуйте падеж не дать
Тому, кто может сам отнять!
На ЧТО? вернее, на КОГО?
В лесу летят все шишки?
Винительный падеж - его,
Зайчишки-хвастунишки!
А с КЕМ Творительный?
С лисой! Хитрюга, право слово.
Всех покорит своей красой
И натворит такого!
О ЧЁМ? Предложный, ты грустишь?
"Меня взяла лесная мышь.
Живу в мышиной норке.
Есть предложили корки".
И что же случилось с учениками школы?
Пишут в лес письмо в слезах:
"Возвращайтесь, падежах!
Вам не будем обижать.
Мы вам будем изучать.
Нам без вами трудно жить.
Будем вам и нам дружить!"

Алфавит

У Алёнушки был братец, и звали его Верлиока . Унесли его гуси-лебеди к дубу , где царевич Елисей на цепи сидел да кричал: "Ёрш -Ершович помоги мне!" Но прилетела к дубу Жар-птица и стала с него золотые орешки склёвывать. А Иванушка-дурачок скорлупки собирал для Кощея . Приходили сюда и Лиса со скалкой, и Медведь с коробом, и старик с неводом ... Орёл прилетал и Петушок Золотой Гребешок. Работник на попе верхом прискакал. Соловей -разбойник Терёшечку принёс. Устиньюшка прибегала с Финистом Ясным Соколом и Хаврошечкой . Елисей цепь разорвал и всех чудовищ наградил щедро, а на Шамаханской царице женился. По щучьему велению в избушке поселился. А вскоре оказалось, что женился этот юноша ... на Бабе Яге !

Отгадайте, из каких сказок эти герои. А заодно проверьте, все ли выделенные здесь слова стоят по алфавиту?

Глаголы-исключения

Изучение темы «Глаголы – исключения» совпадает с изучением сказки «Русалочка» Г. Андерсена Вот какое письмо может написать принц Русалочке, используя глаголы – исключения:

Мне от вас зависеть – радость.
Мной вы можете вертеть ,
Видеть , слышать вас – награда.
Всё готов от вас терпеть !
Мукой было б вас обидеть !
Всё бы мне на вас смотреть
Гнать меня иль ненавидеть
Ваше право. Буду впредь
Я в руках себя держать .
Рядом с вами не дышать .

Cостав слова

В одном доме жило – было слово загадка . Дружно жили между собою все части этого слова – приставка, корень, суффикс и окончание. Жили не тужили. Но однажды возгордился корень слова.
– Я здесь самый главный, – раскричался корень. – Корень главная часть слова. Все вы должны мне подчиняться и выполнять все мои прихоти.
Словом обидел он и братца суффикса, и сестричек окончание и приставку. Ушли они из его домика, не стали с ним жить. Никто не хочет дружить с корнем. Да и кто захочет с таким водиться. Корень ведь -гад- .

"Репка"
Вариации с одним корнем и десятью приставками .

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Соседи стали деда ругать: "Почему тянешь, репку никак не ВЫтянешь? Она на наш забор того и гляди повалится". А дед кепку на глаза НАтянул и РАСтянулся на поленнице. А соседи не могут понять, почему дед всё тянет, ведь того и гляди, репку кто-нибудь Стянет, хоть бы колючей проволокой ОБтянул... В общем, ОТтянул дед сбор урожая до глубокой осени, а там и до зимы ПРОтянул. Словом, ДОтянул дед до зимы, а потом ПРИтянул на помощь родственников, животных, а в самом конце мышь. Вот она кота за хвост тянет-потянет и …

Род имен существительных

Найдите в тексте сказки имена существительные мужского, женского и среднего рода.
Пришёл щенок домой из собачьей школы и спрашивает:
- Мама, я какого рода: мужского или женского?
- Рано тебе это знать, - говорит мама, - ты ещё щенок.
– "Щенок, - подумал щенок, - значит, мужской род", - и вышел на улицу. Идёт и вдруг слышит, как цыплёнок говорит про него курице:
- Смотри, смотри, собака!
– "Собака - значит, я женского рода", - решил щенок и побежал дальше.
- Какой славный пёсик! - похвалила его корова.
"Пёсик - значит, мужской", - подумал щенок.
- Это, наверное, дворняга, - показал на щенка гусь.
- Нет, это боксёр, - возразила гусыня. Щенок совсем запутался. Тут он поскользнулся и упал в лужу.
- Фу, какое чудовище! - поморщилась овца, когда он выкарабкался из грязи.
- Горе моё луковое, где же ты так измазался? - встретила щенка мама.
– "Чудовище? Горе луковое? Не хочу быть среднего рода!" - подумал щенок и полез в ванну мыться.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Жил-был на свете мягкий знак. И не было у него друзей. Скучно и грустно было ему. Решил он пойти по свету друзей поискать. Долго гулял он и вдруг увидел свет в дали. Побежал он на свет, вдруг его там ждут. Но чем ближе подходил он к домику, тем все меньше ему хотелось иметь таких друзей. Грязь кругом, забор поломан, пауки и тараканы кругом.
– Кто живет здесь? – спросил ь.
– Мы, существительные мужского рода с шипящим на конце! – ответили меч, товарищ и грач.
– А почему у вас такой беспорядок?
– Не мужское это дело чистоту наводить! Оставайся с нами, будем делать, что хотим.
Не захотел ь оставаться у них, решил ещё друзей поискать. Долго бродил он по полям, по лесам. Совсем устал. Видит огонек мерцает. Пошел на свет. Вот так чудо. Встретила его девица. Завела речь о здоровье, затопила печь. Каждую вещь положила на место. Понравилось мягкому знаку в гостях у существительных женского рода с шипящим на конце. Так и остался он у них жить. Где и поживает до сих пор.

Главные члены предложения. Словосочетание

Предложение мы с ребятами представляем в виде семьи. Нераспространенное предложение – это семья, в которой нет детей. Распространенное – это семья, в которой есть дети. Чем больше второстепенных членов, тем больше детей в семье. Кто в семье главный? Конечно, мама и папа. Так и в предложении – подлежащее (мама), сказуемое (папа). Кто жалеет вас больше – мама. Она часто говорит – ты у меня такой красивый, умный, большой. Чаще всего подлежащее в предложении задает вопрос – какой? Какая? и т. д. , а папы бывают строгие и серьезные и задают вопросы– где? когда? куда? откуда? и т. д. – ну прямо, как сказуемое в предложении.
Очень, часто в качестве словосочетания дети выписывают подлежащее и сказуемое. Мы выяснили, что главные в семье – папа и мама, они не подчиняются друг другу – они оба главные, значит подлежащее и сказуемое, тоже не подчиняются друг другу, и их нельзя считать словосочетанием.

Литература:

1. В.В. Волина «Русский язык. Учимся играя».
2. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.
3. Н.В. Нечаева «Задания по развитию речи». М., «Чистые пруды», 2007г.
4. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.
5. Е. Синицына «Умные сказки».

Слышали ли вы, уважаемые читатели, про Королевство Русского Языка? Однажды туда попал не кто-нибудь, а сам Емеля…

«О русском языке и Емеле»
Автор сказки: Ирис Ревю

Попал как-то Емеля в Королевство Русского Языка. То тут, то там речь красивая слышится, пословицы умные молвятся. Народ-то грамотный живёт. Ремесла знают всякие. Быстроходные машины в Королевстве ездят. А люди красивые, приветливые.

Заходит Емеля в один дом, переночевать просится. А речь-то у самого — корявая, слова-словечки коверкает. Хозяева его на порог пустили, а наутро говорят: «Ты бы поучился, Емеля».

— А мне неохота, — таков был ответ.

А вскоре заскучал Емеля, домой засобирался. Да не может подобрать слов нужных, чтобы рассказать, где находится государство, в котором он живёт. Строил предложения, говорил слова, но ничего не понятно. Не зная русского языка и домой-то не попадешь.

Пришлось Емеле в школу пойти, поучиться. А школа в Королевстве Русского Языка была хорошая. Быстро научили там Емелю уму-разуму. Важные уроки получил Емеля и по русскому языку.

А потом рассказал он хозяевам, где находится государство, в котором он живёт, а те уж путь-дорожку ему подсказали.

И отправился Емеля домой грамотным.

Вопросы к сказке «О русском языке и Емеле»

В какое Королевство попал Емеля?

Какая речь слышалась в этом Королевстве?

Умел ли красиво и правильно говорить Емеля?

Почему Емеля не смог объяснить, где он живёт?

Где учил русский язык Емеля?

Нравятся ли тебе уроки русского языка?


Сказки - Чуковский Корней Иванович | Купить книгу с доставкой | My-shop.ru

ОБРАЗЦЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СКАЗОК

Сварливые принцессы

У королевы Приставки родились дочки-двойняшки. Одну звали Пре-, а другую При-. И такие они сварливые и заносчивые, что каждый день между ними спор идет, которая из них важнее.

Я,- кричит Пре-, потому что обозначаю превосходную степень.

А я имею значение приближения и присоединения,- гордо отвечает При-.

Но я вполне заменяю многоуважаемую приставку Пере-, - самодовольно усмехнулась Пре-.

Зато без меня не обходится значение неполноты действия, - в тон ей заявляет При-.

Пока они спорили между собой, рекой лились красные чернила в ученических тетрадях.

Надоело это королеве-матери, и сказала она, что если дочки не перестанут спорить и перепутывать, то придется их выселить из страны Грамматики в словари. Но принцессы не хотели ничего слышать, и спор между ними продолжается до сих пор.

Фантазер.

Жил-был суффикс Ер и работал он в театре. Это был мастер на все руки.

В театре он имел несколько ролей.

Когда он надевал черный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижера.

Ер был ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, тарелки, гири, обручи.

Актер из Ера был превосходный. В помощи гримера он не нуждался, так как сам был мастером искусным.

Иногда Еру приходилось быть дублером. Благодаря прекрасной памяти, он запоминал все роли в спектакле.

Дикция у Ера была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлера.

А часто он вставал на место билетера и пропускал даже без билета всех детей, желающих попасть на представление.

Вот какой был мастер и фантазер этот суффикс Ер.

Сказка о Знаках препинания .

Жили-были в области Пунктуации Знаки препинания. Заспорили они как-то раз, кто важнее.

Точка сказала:

Я самая главная, потому что заканчиваю предложение. А повествовательное предложение сообщает людям очень много важной информации.

Нет, я самый главный,- громко заявил Вопросительный знак.- Если я буду стоять в конце предложения, то оно будет вопросительным, а люди без вопросов не могут разговаривать друг с другом. Ведь каждый вопрос порождает ответ, а значит и новые мысли.

Это не вы, а я самый главный и важный,- воскликнул Восклицательный знак.- Это я даю людям радость, без меня они не смогли бы радоваться.

Тут в спор вмешался дядюшка Синтаксис:

Все вы важны. Каждый из вас сообщает определенную информацию в определенной последовательности, которая очень важна каждому человеку.

С тех пор знаки препинания зажили дружно.

Сочинения учащихся в жанре лингвистических сказок.

Бал в сказочной стране.

Однажды ученики пятого класса решили отправиться в страну Русского языка. Принцесса Морфологии устроила в честь ребят бал в королевском дворце.

Первым принцесса представила маленького аккуратного и очень серьёзного старичка. Его звали Существительным. Старичок сказал: "Я самая нужная часть речи". Принцесса только улыбнулась. Вместе с принцессой заулыбался молодой и очень красивый юноша: "Я, Прилагательное, а рядом со мною Глагол". Ребята с интересом посмотрели на подвижного дяденьку, который не мог спокойно стоять на месте. Тут подбежали Местоимения и хором заявили: "Мы, ты, я — лучшие друзья". Затем пришла очередь знакомиться с Числительным — это была пожилая женщина в платье, вышитом цифрами, в руках она держала счёты. Тут раздался шум, и расталкивая всех на своём пути, к ученикам подбежал Глагол. Он тащил за собой улыбающегося человека: "Вот, познакомьтесь, мой лучший друг. Его зовут Наречие. Только он может обозначать признак действия, которое я произвожу". Подошла последняя гостья— её звали Междометие. Она сразу заохала: "Ах, какие прекрасные дети".

Праздник подошёл к концу. Ребята поблагодарили принцессу и сказали, что они навсегда запомнят её подданных — самостоятельные части речи.

Со стародавних времен на материке Лингвистика располагалось государство Русский язык. Занимало оно большую территорию, было обильно наделено природными богатствами и красотами.

На территории этой страны были и просторные поля, и густые леса, и широкие степи, и необъятные снега. Старожилы говорили, что именно благодаря такому божьему благословению их государство испокон веков - одно из самых богатых и уважаемых во всем мире.

Русский язык дружно и мирно жил со своими ближайшими соседями – родственными государствами: Украинским языком, Белорусским языком, Польским языком, Чешским языком, Болгарским языком и другими. Русский язык помогал им, чем мог, всегда был рад поддержать и уважить.

Не только государства официально дружили между собой, но и простые жители этих стран считали друг друга соседями. У многих семей Русского языка было большое количество родственников, особенно в «восточных» странах: Украинском и Белорусском языках. Великие ученые статистики подсчитали как-то, что больше всего родственников у народа лексиков, проживающих на территории Русского языка. Но тут возмутились другие народности: фонетики, морфологи, синтаксики. Как оказалось, и у них есть родственники в ближайших странах чуть ли не в каждой семье.

Все народности, населяющие Русский язык, дружно сосуществовали между собой. Но, мало того, они плотно взаимодействовали, потому что хорошо и благополучно жить они могли, лишь сотрудничая. Еще много веков назад эти существа поняли, что все они составляют единое целое. Если не будет одного, то окажутся ненужными и погибнут и все другие. Ученые Русского языка пришли к выводу, что народности на его территории живут по закону иерархии: труд фонетиков служит материалом для труда морфемиков, труд морфемиков – материалом для лексиков, труд лексиков – материалом для синтаксиков. А в целом деятельность этих народов представляет слаженный механизм, которым восхищаются, который изучают, который берегут.

Но не всегда жизнь в Русском языке проходила мирно и гладко. Были конфликты и с родственными государствами. Особенно когда те вели себя не очень–то благодарно и отрицали влияние Русского языка на них, его помощь. Но все это были мелочи: конфликты быстро улаживались – слишком велика и сильна была связь между этими странами и их жителями.

Гораздо серьезнее были конфликты, когда на Русский язык совершали нашествие иноземные государства. Летописи сохранили сведения о нескольких таких экспансиях. Одно из них – татаро-монгольское. Оно было очень длительное и сильное. Но народ Русского Языка очень силен. Он сумел сохранить свою индивидуальность. Больше того, он перенял многое от татаро-монголов и сделал это своим, родным, своей особенностью и изюминкой. Многие татаро-монголы остались жить в Русском языке, обогащая его своей деятельностью. Так, у лексиков осталось очень много таких жителей и их потомков: «башка», «халат», «сундук» и многие другие.

Очень серьезная экспансия захватила Русский язык в конце 20 века, когда на это государство пошел войной Англо-Американский язык. Вот тут испугались многие «головы» Русского языка. Они всерьез думали, что постепенно страну поглотит чужеземный народ, а от Русского языка останется лишь воспоминание. И у них был повод для беспокойства. Чужеземцы начали чувствовать себя слишком уж вольготно и приятно на территории Русского языка, замещать собой исконных жителей, занимать их место, отнимать у них работу.

Как известно, беда не приходит одна. «На помощь» Англо-Американскому языку подоспел внутренний враг – жители автономии Жаргон. Они всегда были нагловатые, даже буйные. А тут, почувствовав слабость центра – Литературного языка, и вовсе разошлись. Жаргонцы захотели независимости и главенства.

Долго продолжались бои, долго перевес был на стороне противника. Но и здесь все выдержал, все вынес Русский язык, сумел все перенести и сохранить себя, свою целостность и независимость. Потому что на его стороне вера, правда и бог.

Так восславим же это государство! Пожелаем ему нескончаемых лет жизни, процветания и развития, соседей добрых, друзей верных, а недругов слабых. Слава тебе, Русский язык, трижды слава!

Сказка о русском языке

Гончарова Татьяна Владимировна

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8»

фон

Кинокомпания «Поколение некст» совместно с командой «Знатоки» представляет сказку о том, как живется русскому языку в наше время

Фон

Не в тридесятом царстве, а в нашем русском государстве,

Жил-был батюшка-язык: могуч и многолик,

Его все уважали, и честь с хвалой воздавали:

Будь то старец со старушкой, пострелёнок молодой или парень удалой.

И всегда, и везде лишь красиво и правильно говорили

Фон

Но что вчера казалось фантастикой,

Стало просто привычной классикой,

А по стране идет 21 век,

И очень сильно изменился и язык, и человек

Теперь в почете сленг, иноязычность

И мат, который режет уши.

Забыли все, что можно говорить красиво

И вот такие в жизни были случаи

Сценка1

Ты, чё, с ума спятила? У меня предки дома и сваливать не собираются. Давай пойдем потусим во дворе. Никто не будет нудить, пилить. Посидим, перетрем. А надоест в клуб нырнем

Сценка2

Про чё

Фон

Да, не просто языку живется в современном мире

Его калечат, ранят, истязают

А иногда просто забывают и такой болезнью,

Как косноязычие страдают.

Сценка3

(поход в кино)

Фон

Слова Миши

Ища слова для самовыражения,

Не замути живой воды родник

От словоблудья и вырождения

Оберегай родной души язык

Фон

Сказка –ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок

Язык надо беречь и любить,

Чтобы чистым на помыслы быть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Урок-диалог о русском языке "О скверном и святом"

Урок посвящен теме «Бранная лексика: хорошо это или плохо». Помогает показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление. Развивает умение дискутировать, аргументировать свою точку зре...

Повторение разделов наук о русском языкеСистематизация и закрепление знаний учащихся о разделах лингвистики.Формирование потребности быть здоровым.Привитие учащимся уважительного и б...