Сочетание букв ст в словах. Непроизносимые согласные

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Непроизносимые согласные - это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове. В словах русского языка встречаются труднопроизносимые скопления согласных звуков:

вств (здравствуй, чувствовать, явственный, девственный),
здн (праздновать, праздник, поздний, поздно, бездна, звёздный),
ндск (голландский, шотландский, финляндский),
нтск (гигантский, дипломантский, дилетантский),
стл (постланный, счастливый, совестливый, участливый),
стн (доблестный, захолустный, яростный),
лнц (солнце),
рдц (сердце),
стск (расистский, националистский)

и другие.

При произнесении таких слов выпадают звуки в, д, т, л. Их называют непроизносимыми.

В таких случаях написание слова с непроизносимым согласным требует проверки.

Правило!

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово таким образом, чтобы в нем после первого или второго согласного этой группы согласных стоял гласный звук.

Для согласного звука, если после него находится гласный, эта позиция в слове является сильной, то есть тогда согласный слышится ясно и отчетливо.

Позиция непроизносимого согласного становится сильной также в конце слова и в случаях, если за ним следует непарный сонорный звук (л, м, н, р, й):

солнце - солнечный, счастливый - счастье (е = [й’э], перед й);

агент ство - агент, постная (пища) - пост, жалостливый - жалость.

Примеры применения правила

Примеры слов с непроизносимыми согласными

При произнесении слов «груст ный», «кост ный», «ярост ный» в скоплении согласных звуков стн пропадает звук т . Чтобы правильно их написать, воспользуемся орфографическим правилом.

Груст ный - грустен, грустить, грусть;

кост ный - косточка, кость, кости, окостенеть;

ярост ный - в ярости, ярость.

Отличные результаты дают задания детям сделать карточки из слов с непроизносимым согласным. На карточке дети пишут 5-10 слов, пропуская опасное место. Затем на уроке ученики меняются карточками и пишут к словам проверочные слова. Примеры слов, в которых есть непроизносимый согласный:

Свист нуть (свистеть), агент ство (агент), безвест ный (весть), вест ник (вести), власт ный (власть), гигант ский (гигант), голланд ский (Голландия), горест ный (горести), громозд кий (нагромоздил), дилетант ский (дилетанты), доблест ный (доблесть), звёзд ный (звезда), захолуст ный (захолустье), здрав ствовать (здравие), корыст ный (корысть), кост ный (кость), мест ный (место), ненавист ный (ненависть), ненаст ный (ненастье), неизвест ность (известие), област ной (область), окрест ность (окрест), паст бище (пасти), позд но (опоздал), празд ность (празден), прелест ный (прелесть), пристраст ный (пристрастие), радост ный (радость), свист нуть (свистеть), серд це (сердечко), счаст ливый (счастье), трост ник (тростинка), хлест нуть (хлестать), хруст нул (хрустеть), целост ный (целость), яв ственный (наяву), ярост ный (ярость).

Примеры слов, в которых нет произносимой согласной

В ряде слов нет непроизносимого согласного звука. Примеры слов, где нет непроизносимой согласной т :

безгласн ый, вкусн ый, гнусн ый, живописн ый, интриганс кий, искусн ый, искусн ица, интересн ый, живописн ый, небесн ый, косн ый (отсталый), кудесн ик, опасн ый, словесн ый, словесн ость, ужасн ый, ровесн ик, чудесн ый.

Чтобы убедиться в отсутствии непроизносимого согласного звука в приведенных словах, поступаем точно также: изменяем их форму или ищем однокоренное слово, в котором в сомнительном месте появится гласный звук.

Опасн ый - опасен, искусн ый - искусен, интересн ый - интересен, ужасн ый - ужасен, вкусн ый - вкусен;

словесн ый - словеса, чудесн ый - чудеса, небесн ый - небеса, живописн ый - живопись.

Прилагательные «чудесный», «небесный», «словесный» имеют в своем составе формообразующий суффикс –ес–, с помощью которого образованы формы множественного числа и косвенных падежей существительных «чудо» , «небо», «слово».

Чудо - чудеса - чудесный;
небо - небеса - небесный;
слово - словеса - словесный, словесность, словесник.

Не следует вставлять лишний согласный в сочетания ств в следующих словах:

участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Но есть слова исключения, которые не подчиняются правилу. Это словарные слова:

блесн уть (но блестеть, блёстки), плесн уть (но плеск), лест ница (но лесенка), склянка (но стекло, стеклянный).

ровесник (ровный по вёснам) - сверст ник (одинаковый по возрасту);

шествовать (шествие) - шеф ствовать (шефы);

яства (старославянское ясти - есть) - яв ственный (явь, явиться, явление);

наперсник (старославянское перси - грудь) - напёрст ок (перст - палец);

косный (отсталый, реакционный) - кост ный бульон (кости).

Слова «ровесник» и «сверстник» считаются словарными, написание которых следует запомнить.

Существительное «сверстник» восходит в общеславянскому слову «верста», которое служило мерой не только длины, но и возраста. Знание этого поможет написать букву т в слове «сверстник».

Пример карточки из 10 слов

доблес...ный -

трос...ник -

свис...нуть -

небес...ный -

искус...ный -

ненас...ный -

влас...ный -

лес...ница -

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю! » Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие ? Здравие - это здоровье. А здравствовать - означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать - так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.

Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник - весть

грустный - грусть

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

вестник - известие

грустный - грустит

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

— согласный звук ясно слышится на конце слова;

— согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый - чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый - интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет - свист, свистнет у[сн]а я - уста, устная хру[сн]ула - хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздн ое, грозн ый, поздн ий, праздн ик, проказн ик, чувств о, участв ую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств .

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная - (что?) звезда, поздний - (что сделать?) опоздать, праздник - (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный - (что делать?) грозить, проказник - (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко ».

солнышко, (какой?) солнечный - солнце

сердечко, (какой?) сердечный - сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест , что означало вокруг, около , на все четыре стороны. А окрестность - это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Какие сочетания звуков при письме опасны?

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Запоминаем способы проверки:

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

что?

власт ный - (что?) власть

радост ный - (что?) радость

несчаст ный - (что?) несчастье

прелест ный - (что?) прелесть

ненаст ный - (что?) ненастье

бескорыст ный - (что?) корысть

доблест ный - (что?) доблесть

чест ный - (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный - (каков?) вкусен

гласный - (что?) глас

интересный - (каков?) интересен

безопасный - (каков?) безопасен

небесный - (что?) небеса

чудесный - (что?) чудеса

прекрасный - (каков?) прекрасен

ужасный - (каков?) ужасен

напрасный - (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Размышляем над транскрипциями слов:

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л’эс’н’ица] - лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] - местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] - сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место .

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста , что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

Заключение:

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Правило

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.
Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко
.

Некоторые слова проверить нельзя.


ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница, праздник.

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.
Например: чудесно, любезный.


ИСКЛЮЧЕНИЯ :
Не чудесн о, не прекрасн о,
А ужасн о и опасн о
Букву Т писать напрасн о
В словах вкусн ый, интересн ый.

безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя стекло).

Упражнения


Д - звез...ный, поз...но, праз...ник, сер...це.

Т - доблес.ный, грус.ный, кос.ный, ус.ный, лес.ница, окрестность, местность, свис.нул, извес.ный, прелес.ный, ярос.ный, чес.ный, счас.ливый, вес...ник, трос...ник, калус.ный, ненас.ный, радос.ный, час.ное, гиган...ский, облас.ной, влас.ный, крепос.ной.

В - чу...ство, здра...ствуй.
Л - со...нце.

СОЧЕТАНИЕ СН- ЗН


СН - чудес...но, прекрас.но, ужас...но опас.но, напрас.но, вкус...но, инте- рес.но, тес.ный, прес.ный, не- бес.ный, парус...ный, соглас.ный, безглас.ный, бессловес...ный.

ЗН - безобраз...ный, любез...ный, желез... ный, колхоз...ный, серьёз...ный, алмаз... ный.

НАПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ И СОЧЕТАНИЯМИ СН- ЗН

1. Звез...ный, поз...ний, праз...ничный, прекрас.ный, доблес.но, сер...це, ужас...ный, грус...но, серьёз...ный, чудес...ный, опас.ный, мес.ный, на- прасн...ый, ненас.но.

2. Вкус...ный, радос.но, интерес...ный, ярое...но, счас.ливо, трос.никовый, радос.но, капус.ный, ненас.ный, доблес.ный, прес.но, парус...ный, тес...но.

3. Соглас.ный, грус.ный, кос...ный, со...нце, бессловес.ный, мес.ность, напрас.но, влас...но, окрес.ность, лес.ница, свис.нул, извесный, ус..ный, вкус...но, прелес.ный.

4. Ярос.ный, счас.ливый, прес.ный, небес... ный, чес.ный, алмаз...ный, поз...но, безобраз...ный, любез...ный, праз...ник, вес...ник, опас.но, интерес... но, бессловес... но.

5. Чу....ствительный, трос...ник, радостный, час.ное, гиган...ский, желез...ный, колхоз...ный, облас.ной, влас...ный, крепос.ной, безобраз...но, чу...ство, здра...ствуй, любез...но.

6. Чудес...но, прекрасно, ужас...но, тес... ный, серьёз... но, безгласный, припоз...ниться, ус...но, праз...новать, любез...ничать, крас...ный, наез...ник, безобраз.. .ничать.


Запиши слова правильно .

Причина явления непроизносимых согласных в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются. Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний «стн», «здн», «стл», «рдц», «вств», «лнц». Эти сочетания встречаются обычно в корне слова, но нередко в их образовании участвует и суффикс: «доблест-н-ый, здрав-ств-уйте, чув-ств-о».

Правило «Правописание непроизносимых согласных » только указывает на приём проверки. Для проверки необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо: после проверяемого согласного стоит гласный (поздний - опоздать), после второго согласного этой группы стоит гласный (солнце - солнечный), согласный слышится отчётливо (честный - честь). Не проверяются данным способом слова: блеснуть (хотя: блестеть), плеснуть (хотя: плеск), лестница (хотя: лесенка), склянка (хотя: стекло).

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет, например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Необходимо также различать слова, сходные по звучанию, но различные по значению и написанию, например: искусный (умелый; умело сделанный) и искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного; притворный, неискренний); косный (невосприимчивый к новому, отсталый) и костный (прилагательное от слова кость); шествовать (торжественно идти) и шефствовать (оказывать помощь).

Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово лестница (хотя: лесенка).

С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова чувство, сверстник .

При изучении и применении этого орфографического правила необходимо руководствоваться следующими вопросами:

  1. Область применения правила.
  2. Какие сведения служат опорой?
  3. Какие сходные случаи возможны, как их разделить?
  4. Какие ошибки наиболее вероятны?

Изучение темы «Непроизносимые согласные» дает возможность обобщения всех случаев проверки корня и его стыков с приставкой и с суффиксом на основе морфемного анализа и подбора однокоренных, родственных слов. Дети осознают единую основу всех правил проверки корней слов с безударными гласными, звонкими/глухими согласными и с непроизносимыми согласными.

Порядок изучения темы:

  1. Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные.
  2. Выделение сочетаний, и которых они бывают.
  3. Составление правила проверки (самостоятельно).
  4. Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных.
  5. Введение случаев «ложных сочетаний».
  6. Тренировка - проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом.
  7. Поиск орфограмм в тексте по книгам «Литературное чтение».
  8. Составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой.

Алгоритм проверки непроизносимых согласных:

  1. Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
    Есть: [сн], [зн]. Нет: проверять нечего.
  2. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с) или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо.
  3. Сравнить проверяемое и проверочные слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное.

Дидактический материал.

  1. Словарик слов с непроизносимыми согласными: радостный, поздний, ненастный, устный, доблестный, злостный, известный, грустный, лестница, участвовать, постный, яростный, звёздный, местность, местный, свистнул, окрестность, тростник, чувство, честный, частное, счастливый, прелестный, солнце.
  2. Словарик слов с сочетаниями «сн» и «з»: сенокосный, силосный, медоносный, переносной, колбасный, ужасный, запасный, опасный, красный, прекрасный, бесполезный, слёзный, серьёзный, искусный, парусный, уксусный, небесный, отвесный, адресный, тесный, теннисный, пресный, рукописный, напрасный, грозный, колхозный.

Учащиеся часто пропускают непроизносимые согласные или вставляют лишние буквы, потому что у многих не выработан навык образования нужных форм слова, подбора однокоренных слов. При работе над этой темой можно использовать те же методические приемы, что и при изучении сомнительных согласных. Упражнения на правописание слов с непроизносимыми согласными дают большой материал для работы по лексике и словообразованию, помогают учащимся разобраться в семантике целого ряда трудных слов, поупражняться в разборе слов по составу. В результате этой работы, учащиеся убеждаются, как важно правильно выделять корень и подбирать родственные слова. Повторение различных приемов проверки написания непроизносимых согласных приводится в процессе выполнения упражнений.

Упражнения.

Упражнение №1.

Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

Парус...ная ло...ка, де...ская крова...ка, капус...ные пиро...ки, радос...ная улы...ка, прекрас...ная бро...ка, горо...ская площа...ка, грус...ная ска...ка, интерес...ная кни...ка, прелес...ные серё...ки, гиган...ская ве...ка, вкус...ные оре...ки, опас...ные пры...ки, извес...ный лё...чик, чудес...ная незабу...ка, несчас...ная ко...ка.

Упражнение №2.

Допишите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

Звёз...ный, влас...ный, опас...ный, счас...ливый, вкус...ный, поз...ний, интерес...ный, извес...ный.

Слова для справок: пирог, поворот, вечер, возглас, писатель, денёк, небосклон, рассказ, случай, голос

Упражнение №3.

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

Дети – _________________________
ярость – ________________________
грусть – ________________________
ненастье – ______________________
несчастье – _____________________
капуста – _______________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – _________________________

Упражнение №4.

Вставьте пропущенные буквы.

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

Упражнение №5.

Вставьте пропущенные буквы.

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Упражнение №6.

Вставьте пропущенные буквы:

Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

Литература:

  1. Жедек П.С. «Пути перестройки обучения орфографии», «Начальная школа», 1988 год, №10.
  2. Львов М.Р.«Правописание в начальных классах», Москва, 1990.
  3. Седых В. Н. «Упражнения в написании слов с непроизносимыми согласными».
  4. http://www.russisch-fuer-kinder.de