Виды христианских храмов. Православный храм: внешнее и внутреннее устройство

познакомить воспитанников с внешним строением храма и его символикой

Задачи:

  • обратить внимание детей на главное, общее в устройстве всех храмов
  • показать, что нет ничего случайного в устройстве храма, всё символично
  • объяснить символику разного количества куполов
  • объяснить назначение колокольного звона
  • объяснить важность благоговейного отношения к храму

Использованная литература:

  1. Дорофеев В., прот., Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: Учебное пособие, 3 класс. – М., 2009.
  2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2.

Ключевые понятия:

  • Купол

Словарь урока:

  • Алтарь
  • Придел
  • Благочестие
  • Благоговение
  • Крестное знамение

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Объясни слово «благоговение».
  2. Для чего нужна колокольня?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме, сопровождающийся иллюстрациями.

Просмотр видеоматериалов (фрагментарно).

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Повторение пройденного с помощью проверочных вопросов.

Рассказ учителя по новой теме с помощью презентации .

Практическая работа детей: лепка или рисунок в тетради «Мой храм».

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 71 «Храм и его устройство. Часть 2»:

  1. Фильм «Азбука православия»:

  1. Аудио. Монах Варнава. «Православная энциклопедия для самых маленьких в стихах» «Как красиво в нашем храме».
  2. Часть «Архитектура храма».
  3. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Колокола. Колокольный звон».

Как мы уже узнали в прошлый раз, православные люди собираются для молитвы в храмы. Храм – это не обычное здание. Вместо крыши у него купол или несколько куполов, а на каждом куполе установлен крест, чтобы все знали, что храм посвящён Богу. Это – дом Божий. Там хозяин – Господь.

1) Происхождение храма

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного. Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает – Царство Небесное. В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. И только первосвященник входил туда один раз в год. Сейчас в алтарь православного храма могут входить священники и лица, им помогающие (алтарники), так как Христос открыл врата Царства Небесного для тех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые только готовились стать христианами и еще не были крещены. Лишь иногда тяжело согрешивших людей теперь временно посылают стоять в притворе для исправления.

2) Ориентация храма

Православные храмы всегда строятся алтарем на восток, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает Царство Божие, Царство Добра и Любви. Сам Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. Не зря Иисус Христос называется в рождественском тропаре (короткой главной праздничной молитве) «Солнцем Правды» и «Высотой Востока», а в других молитвах говорится «Восток имя Ему».

3) Освящение храма

Храмы освящаются в честь одного или всех Лиц Святой Троицы, Божией Матери, ангелов и святых и носят соответствующие названия, например: Троицкий собор (то есть освящённый в честь Трёх Лиц Святой Троицы), церковь в честь Рождества Христова, церковь в честь Успения Божией Матери, Казанский собор (в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери), Никольский собор (в честь святителя и чудотворца Николая) и так далее. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храмы могут строиться в виде креста, так как Иисус Христос, страдая на кресте, искупил грехи людей. Либо в виде корабля – в напоминание того, что Церковь уподобляют большому кораблю, плывущему в бурном море. Море – это жизнь человеческая, в которой неизбежно бывают скорби, испытания, болезни. Поэтому её и называют бурной. В Церкви же, как в надёжном корабле, человек может безопасно достичь тихой пристани – вечного блаженства. Также строят храмы в виде круга, который напоминает о вечности, поскольку круг не имеет ни начала, ни конца. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.


5) Купол храма

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол церкви также символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление человека к Богу. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества в Иисусе Христе (то, что Он является и Богом, и человеком); три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов (написавших Евангелия), семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.


Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, и ещё для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, например, по поводу торжественного праздника, называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

7) Отношение к храму

Когда нам нужно идти в гости к какому-нибудь важному человеку, мы стараемся получше одеться и привести себя в порядок – быть красивыми и аккуратными. Так же делают и православные люди, когда идут в церковь. Но это не самое главное. Православные люди верят, что Бог видит людей не только снаружи, но и внутри – их мысли и чувства. Поэтому для них самое главное – это привести в порядок свои мысли и чувства. Входя в храм, они стараются сосредоточиться, успокоиться, не думать ни о чём постороннем, ни на кого не сердиться. Если человек вспоминает, что он с кем-то находится в ссоре, то, прежде чем идти в храм, старается помириться, попросить прощения.

При самом входе в храм положено перекреститься (совершить крестное знамение) и прочитать молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом. Также и вообще, отношение к богослужению, к иконам, ко всем предметам, связанным с христианством, и к самому себе, как к участнику церковных богослужений, должно быть благочестивым, то есть соответствовать традициям, принятым Православной Церковью. Конечно, церковное благочестие начинается с отношения к храму. Если человек приходит в храм с благоговением, уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой, и он не будет чувствовать себя здесь чужим.

Проверочные вопросы:

  1. Объясни слово «благоговение».
  2. Какой формы может быть православный храм?
  3. Какие части храма ты запомнил?
  4. Для чего нужна колокольня?
  5. Как правильно нужно совершать крестное знамение?

В «Справочнике православного человека» собраны наиболее полные сведения справочного характера на важнейшие для каждого христианина темы: устройство храма, Священное Писание и Священное Предание, Богослужение и Таинства Православной Церкви, годовой круг православных праздников и постов и т. д.

Первая часть Справочника – «Православный храм» – рассказывает о внешнем и внутреннем устройстве храма и обо всем, что является принадлежностью храмового здания. Книга содержит большое количество иллюстраций и подробный предметный указатель.

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

От издательства

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека" мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги – «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1 . Священное Писание и Священное Предание.

2 . Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3 . Богослужение Православной Церкви.

4 . Таинства Православной Церкви.

5 . Годовой круг праздников и православные посты.

6 . Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Ковчег, лодка, парус давно стали поэтическими и культурными символами. Высокие волны, полёт чайки, бескрайний синий простор… Что может быть прекраснее? Меж тем, образ корабля двояк. С одной стороны, он символизирует непрерывность человеческих скитаний, беспомощность в житейском море. Но это и метафора Ноева ковчега, Корабля Спасения и Веры.

Церковь как корабль

Храмы в форме корабля – один из самых древних типов. Эта архитектурная метафора выражает ту идею, что Церковь, словно корабль, спасает верующих, ведёт их к Царствию Божию. Например, римский теолог Ипполит, живший в III веке, определял церковь как «корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий».

Свт. Ипполит Римский:
«Церковь — корабль среди бушующих волн, но никогда не тонущий»

Большое количество православных храмов может быть отнесено к типу «корабля» ввиду популярности расположения храма, трапезной и колокольни в одну линию. В таком архитектурном стиле выполнены и некоторые московские храмы. Например, церковь Архангела Михаила в Тропарёве и церковь Воскресения Христова в Кадашах .

А идея создать Храм-корабль в Запорожье принадлежит известному путешественнику, писателю, художнику, протоиерею Фёдору Конюхову. Так утверждение о том, что церковь – это корабль в житейском море, обретает зримое воплощение.

Из гавани с кремовыми шторами

Образ корабля часто встречается в произведениях христианской литературы, в том числе, и в древнерусских памятниках: «Исповедь» святого Августина (400 г.), «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) и др. В «Житии» протопопа Аввакума (ХVII в.) корабль символизирует его жизнь, в которой были и счастье, и горе. Во время продолжающегося сейчас Года литературы очень важно проследить книжные аллюзии этого образа: от кораблей из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера с их неповторимой силой, мощью, энергетикой, путешествий Гулливера и Робинзона Крузо до ХХ века. Михаил Булгаков не случайно называет дом Турбиных «гаванью с кремовыми шторами». Так, в сознании булгаковских героев пространство дома связано с образом корабля. Алексей Турбин произносит: «Дом наш – корабль». И слова эти надо трактовать шире: речь идет о всей России.

Лев Лагорио. Вид на Академию художеств с Невы

Архетип корабля широко используется и в живописи. Например, русский маринист Иван Айвазовский чаще всего изображает море как необузданную стихию и борющиеся с волнами корабли. Это придаёт его произведениям сильную эмоциональность, героико-романтическую ноту. А вот изображающее тонущих людей масштабное полотно современного художника Константина Худякова «Омут» выглядит грозным предзнаменованием.

Храмы в форме корабля —
один из самых древних типов

Удивительным художественным чутьём обладал голландский живописец Иероним Босх. Символична его работа «Корабль дураков», где он изобразил людей, погрязших в своих грехах, не понимающих даже, что их корабль давно остановился. Как точно отмечает искусствовед Паола Волкова: «Герои картины дураки только по той причине, что они перестали слышать что-то ещё, им интересно только прожигание жизни, им интересен только самый низовой уровень». Ведь, по сути, художник нарисовал антикорабль, застывшее время и пространство (для людей, не устремляющих взгляды на небо, оно таково). Это ещё одно предзнаменование, связавшее XV и XXI столетия.

И корабль плывёт…

Прошлый век с гибелью «Титаника», хаос и калейдоскопичность современной жизни актуализируют в первую очередь трагическое восприятие. Всплывают и кинематографические аллюзии – например, фильм-притча Федерико Феллини «И корабль плывёт…». После сложных сюжетных переплетений, исполненных весьма странной символики, оба корабля в фильме идут ко дну, олицетворяя гибель мировой культуры.

Да, корабли иногда тонут, но ведь истинные моряки никогда не сдаются, обращаясь с молитвой к святителю Николаю Чудотворцу. Именно он считается их покровителем и первым помощником. В жизнеописании рассказывается, как в одном из своих морских путешествий святой воскресил моряка, попавшего в шторм. «Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы материализуются в кораблях», – справедливо считает доктор искусствоведения Александр Якимович.

А ещё корабль – это образ будущего, пространство мифологическое и фантастическое. Вспомним космический корабль, великие полёты-подвиги наших космонавтов. И, пожалуй, самое главное: корабль – это непрерывное движение вперёд, к Мечте, к своим Алым парусам. Это сила и несгибаемость человеческой воли и вера в промысел Божий.

Алина Бурмистрова

В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения . Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни. Неслучайно это место называют «Божиим домом» , ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.

Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.

К слову, первый храм-палатку (скинию ) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова . Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.


- в форме Креста , так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;

- восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду. Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;

- круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;

- четверик – в основе простой четырехугольник - символ полноты мира, собранного в Церкви.
Также встречаются храмы смешанных типов.

Архитектурное устройство православного храма.

Итак, перед нашими глазами храм. Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.


Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница , башня, на которой висят колокола. Испокон веков благовестом , совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях. Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.

Трапезная - часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.

Куб - основной объем храма.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Неф - часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.


Фронтон (фриз) - завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.


Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).
Купол - церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.

Купола бывают различными по форме.


Также купола могут быть разного количества :

один купол знаменует единство Бога;

две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три главы - в честь Святой Троицы;

пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;

семь глав - семь таинств и семь Вселенских Соборов;

девять глав - девять ангельских чинов;

тринадцат ь глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три - по количеству земных лет Иисуса Христа.


Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.

Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.